В широкий прокат вышел супергеройский фильм «Майор Гром: Чумной доктор», основанный на комиксах издательства Bubble. Это картина о суровом полицейском Игоре Громе, который борется с Чумным Доктором — убийцей богачей, избегающих справедливого наказания за преступления.
Большую часть фильма снимали в Петербурге. Там есть авария на Дворцовой площади, погоня на фоне Исаакиевского собора и массовые беспорядки на улице Зодчего Росси. Рейтинг картины на IMDB — 7,8, на «Кинопоиске» — 7,6.
«Бумага» поговорила с продюсером фильма Артемом Габреляновым — основателем Bubble и сыном создателя News Media Арама Габрелянова — о героизации силовиков, прообразе главного злодея, съемках в Петербурге, несостоявшейся встрече со студией Miramax Харви Вайнштейна и том, почему из картины убрали политическую повестку.
Как появился Майор Гром и что общего у главного злодея комикса и Павла Дурова
— Вы и основатель издательства Bubble, и сценарист комиксов «Майор Гром», и продюсер фильма. Расскажите, с чего вообще началась работа над этой историей?
— Я окончил факультет журналистики [МГУ в 2009 году], и у меня появилась острая необходимость заняться кино. Попробовал поступить на курсы режиссуры во ВГИКе, но меня не взяли. Я решил, что это меня не остановит, и я всё равно расскажу свои истории.
Вместе со знакомыми и друзьями мы основали маленькое издательство [Bubble в 2011 году] с юмористическими историями в виде комиксов (в них высмеивалась общественная жизнь, политика и шоу-бизнес — прим. «Бумаги»). Постепенно всё это развивалось: как говорится, вода камень точит. И мы дошли до комиксов с полноценными героями и последующей экранизацией.
— Как появился майор Игорь Гром и кто его придумал?
— Во времена нашего юмористического журнала у нас был комикс «Господин Полицейский». Если вы помните, [глава МВД] Рашид Нургалиев однажды сказал, что к полицейским нужно обращаться исключительно так. На фоне этого у нас появился комикс про полицейского, который иногда превращается в супергероя и всех спасает, а в другое время он — обычный мент.
Когда мы закончили выпускать юмористический журнал и решили делать что-то серьезное, идея о полицейском-супергерое всё еще сидела в голове. Вместе с Женей Федотовым, [сценаристом Bubble], мы начали раскручивать тему простого честного полицейского, который борется с преступностью и раскрывает дела. Но не про то, как у бабки в деревне украли корову, а более серьезные и даже полумистические — чтобы это было интересно читать.
Потом [художник] Костя Тарасов нарисовал первый образ майора Грома, а [художница и сценаристка] Настя Ким добавила шарма его злодеям. С тех пор мы не можем остановиться, в марте вышел уже сотый номер.
— То есть это не какое-то [общественно-политическое] заявление с вашей стороны?
— У нас просто в голове был образ классного парня, который хорошо делает свою работу. А у кого работа ловить преступников и наказывать зло? У полиции.
Капитан Америка — тоже по профессии не бухгалтер и не в булочной работает. [Железный человек] Тони Старк — не продавал скрипки, он продавал оружие. Милитаристская тема так или иначе [присутствует в комиксах].
Говорят, добро должно быть с кулаками. И эта история есть в майоре Громе: когда он маленький, его обижают. И ему объясняют: хорошим быть классно, но нужно иметь кулаки, чтобы давать отпор тем, кто не очень добрый. Но мы не в коем случае не намекаем на то, что все вопросы нужно решать физическим насилием.
— Кажется, у некоторых может возникнуть диссонанс — из-за того, что у сотрудников силовых структур не слишком положительный образ.
— Ну конечно.
— Но он же был таким и в начале 2010-х, когда создавался комикс?
— Я не согласен, тогда была проведена реформа МВД. У всех у нас — по крайней мере, у меня — была надежда. Хотелось поддержать это безусловно классное начинание: избавиться от коррумпированных полицейских, от тех, кто не может сдать нормативы, кто пришел туда, чтобы иметь полицейскую ксиву и пистолет.
Мы не работаем по заказу МВД. Хотелось, чтобы майор Гром просто был эталоном классного [российского] полицейского, который любит свое дело, но при этом не садист и защищает простых граждан. Такого, на которого мог бы равняться реальный полицейский, чтобы подстегнуло его быть лучшей версией себя. Была даже фантазия: вот бежит реальный пухленький полицейский за преступником, уже устал, но вспоминает майора Грома — и бежит дальше.
Я больше скажу: приключения майора Грома абсолютно не похожи на то, что обычно происходит в полиции. В реальности после первых пяти минут фильма майор бы только писал объяснительные и сдавал рапорты. У нас выдуманная вселенная, выдуманный Санкт-Петербург.
Некоторые рецензии стараются привязать происходящее к политической ситуации в стране, текущей повестке — но я бы посоветовал абстрагироваться от этого. Мы не снимаем кино про нашу реальность. Мы общаемся со зрителем на нашем киноязыке. Это своего рода эскапизм: мы хотим жить в таком Петербурге, в такой стране, где есть майор Гром и другие классные полицейские.
— Давайте поговорим про главного злодея. Как так вышло, что он списан с Павла Дурова?
— Я бы не говорил, что он списан. Ты же не можешь сказать, что Тони Старк списан с [американского миллиардера] Говарда Хьюза? А тем не менее они основывались на образе Хьюза, а позднее — на образе Илона Маска.
А как сделать так, чтобы этот человек был богатым, но не был запятнан серыми схемами обогащения? Мы в то время не нашли ничего, кроме IT-сферы. Ведь как еще 25-летний человек может стать миллиардером? Сейчас, правда, есть TikTok, но тогда был только пример Паши Дурова и Марка Цукерберга.
Так получилось, что спустя полгода после того, как стал выходить комикс, у Паши Дурова случились проблемы с какими-то структурами — и он был вынужден уехать из страны. Так что здесь тоже нельзя сказать, что мы нашли какого-то мертвого льва, которого можно попинать.
Паша в курсе, что мы взяли его как прообраз такого персонажа, и он ничего не имеет против. Мы не закладывали никаких негативных коннотаций. Сейчас в комиксах он стал антигероем и продолжает бороться со злом.
Вы не поверите, сколько совпадений случилось за время работы над фильмом, во время съемок и на постпродакшене. Вот недавно, за два месяца до выхода фильма, штаб Навального в каком-то городе нашел «мусорного короля», который зарабатывает деньги в ущерб экологии и людям. И у нас в фильме [главный злодей] карает своеобразного «мусорного короля», из-за которого задыхается Санкт-Петербург.
Или вот еще: у нас в комиксе есть социальная сеть «ВМесте», значок которой — два пальца вверх, как V. Этот жест часто показывают и основатель сети, и виртуальный помощник. Спустя полгода, как мы начали снимать, у «ВКонтакте» появились «Клипы» — и там точно такой же жест. А сейчас на сайте Навального вышел мерч — и там тоже рука с этими пальцами. Мы уже не знаем, куда деться от совпадений.
Как создавали фильм и почему его пришлось перезапустить, убрав из сценария политику
— Первым анонсом картины стала короткометражка «Майор Гром». Но вы говорили, что она не будет похожа на сам фильм. Как я понимаю, никто из работавшей над ней команды не снимал полный метр.
— Там остались наши ребята: продюсер и один из соавторов сценария Рома Котков, я, композитор Рома Селиверстов. То есть часть команды сохранилась.
— А почему режиссер, операторы сменились?
— Мы просто не смогли найти общий язык в подходе. Нам, авторской команде, хотелось больше рассказать и показать историю. А прошлой команде — режиссеру, операторам — больше экшена и всего такого. Это обычные творческие разногласия. В итоге мы начали работать с [режиссером] Олегом Трофимом (снимал фильм «Лед»).
— А когда должен был выйти полнометражный фильм, по изначальному плану? Перенос связан с пандемией коронавируса?
— У нас всё сместилось на год. Я так скажу: фильм бы вышел до пандемии, если бы мы пошли по старому плану. Но в итоге до пандемии мы только-только успели снять фильм с новой командой. Съемки закончились в самом конце декабря 2019-го, уже на тот момент были новости из Китая. Целый год у нас занял постпродакшен.
Я бы не сказал, что мы сильно пострадали на постпродакшене в пандемию, потому что у Олега [Трофима] отменилась куча рабочих поездок и он смог заняться фильмом.
— Вы рассказывали, что в 2019-м был перезапуск проекта, когда вы полностью переписали сценарий. Получается так: вы выпускаете тизер с бумажными самолетиками — тогда же, когда блокируют телеграм и Дуров проводит аналогичную акцию. А потом появляются новости про перезапуск. Что произошло?
— Опять же — это настолько тупо и нелепо, но — если посмотреть по дате выхода тизера, по новостям о блокировке телеграма и о призыве Паши Дурова запускать самолетики, — трейлер вышел сильно раньше этих событий.
Мы уже устали над этим смеяться и обращать на это внимание. Слишком много совпадений и каких-то вещей происходят не по нашей воле.
— При этом на перезапуск как-то повлиял этот тизер?
— В тизере было четко сказано о проблематике фильма: [главный злодей] Чумной Доктор говорит про коррупцию, про беззаконие и всё прочее. Когда мы выпустили ролик, то получили очень много негативной реакции: причем с обеих сторон сразу.
Провластные структуры и какие-то люди обвиняли нас в том, что мы раскачиваем лодку и льем воду на мельницу. А всякие блогеры, оппозиционные СМИ начали обвинять нас в том, что мы, наоборот, пропагандируем сторону власти.
Максимально нелепая ситуация, когда ты просто хочешь рассказать историю про вымышленный город. Но при этом две стороны сразу обвиняют тебя в том, что тебя купили. Согласись, невозможно работать на обе стороны, чтобы тебя купили и об этом не знали.
Мы решили абсолютно абстрагироваться от [политической] ситуации и переписать сценарий таким образом, чтобы политической повестки не было в принципе. У нас теперь история — только про беззаконие, богатых людей и классовую ненависть. У нас нет чиновников: ни мэра, ни губернатора. Только полиция, преступники, богачи и Чумной Доктор.
Мы сделали это специально, чтобы не получилась ситуация, как с «Матильдой»: когда сняли про одно, а белый шум и негативные обсуждения затмили собой весь фильм и его контекст. Мы хотим, чтобы обсуждали фильм, а не то, что происходит вокруг него.
— Что изменили при перезапуске?
— Сценарий. Он был очень масштабный. Мы бы не сняли всё это, имея даже вдвое или втрое больший бюджет.
Но могу сказать, что так лучше. Потому что если бы мы остались в старой концепции, то не смогли бы доступно и адекватно объяснить людям в других странах, что происходит в этом фильме. Когда мы заменили одну проблематику на другую, вышло понятно: думаю, и в Америке, и в Европе, и в Азии, и в Африке все люди понимают ситуацию, когда есть богатый человек, которому закон не писан и который может подкупить всех. Мы надеемся, что у нас и зарубежный прокат будет хороший.
Откуда у Bubble деньги на фильм и как картину будут показывать за границей
— Вы говорили, что не сотрудничаете с министерством культуры РФ и Фондом кино. Можете раскрыть, откуда деньги на создание фильма и переписывание сценария?
— Переписывание — это вообще копейки. Инвестиции — частные. Плюс нас поддержал «Кинопоиск HD» (это и структура по созданию контента, и платформа, на которой показывают фильмы и сериалы). После того, как «Майор Гром» закончит прокат в кино, он будет эксклюзивно транслироваться на «Кинопоиск HD».
— А еще партнером фильма стал «Яндекс». Как он помогает?
— Сейчас у нас выходит специальная акция с «Яндекс Едой» — по промокоду можно получить хорошую скидку и билеты в кино. По городу ездят «Яндекс.Такси», обклеенные постерами. «Яндекс.Музыка» подключится. Скажу еще такой тизер: возможно, что-то и в «Алисе» появится. Мы, как и планировали, задействовали все сервисы «Яндекса», за что им большое спасибо.
— «РБК» писал, что примерный бюджет фильма — 5 миллионов долларов. Это правда?
— Ну, пусть так будет…
— Вы выходили за пределы этой суммы?
— Могу сказать так: мы остались в бюджете, который у нас был, и не тратили ничего сверх меры. Где-то чуть больше потратили, где-то ужались.
— Как вы будете выходить на зарубежный рынок?
— Мы сейчас закрыли несколько важных позиций в зарубежном прокате, но не можем об этом говорить. Позже обязательно расскажем.
— У вас должна была быть встреча с представителями Miramax Films Харви Вайнштейна?
— Это старая история. Когда мы сняли короткометражный фильм, ходили по различным студиям, в том числе американским, и питчили [полнометражный] фильм. У нас должна была состояться встреча с Miramax’ом и Вайнштейном, но не получилось. В связи со всеми известными событиями (более 80 женщин обвинили продюсера Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах и насилии — прим. «Бумаги»).
Каким в фильме изобразили Петербург и как снимали сцены на улицах города
— Вы говорили, что Петербург в картине будет напоминать Готэм-Сити.
— Это неправильное цитирование. Я говорил, что наш Петербург — это как Готэм-Сити в Америке. Имея в виду, что это собирательный образ города: чуть-чуть необычного, но в котором угадываются черты Нью-Йорка и Чикаго.
Тоже самое с Санкт-Петербургом: он очень красивый, в фильме мы сохранили все интересные черты города. Но при этом добавили свое и скрыли какие-то вещи, которые нам не нравились. Получился еще один классный персонаж — сам город (панорам и уличных шотов в фильме очень много).
Мы все очень любим этот город. Продюсер Миша Китаев, режиссер-постановщик, художник-постановщик жили в Петербурге. Мы не могли снять фильм по-другому.
— У вас было 78 смен, из них 50 — в Петербурге. По трейлеру заметно, что в фильме много достопримечательностей. Расскажите, где вы снимали в Петербурге.
— Легче сказать, где мы не снимали. Почти по всему Питеру проехались. Снимали на Дворцовой, в Академии Штиглица, Академии художеств, куче арок и набережных, в порту. Бедные районы мы снимали на Апрашке. Начальную погоню, которая уже в ютьюбе лежит, мы снимали на пяти разных улицах.
Кажется, у нас очень хорошо получилось показать Санкт-Петербург не туристической открыткой, а каким-то интересным и необычным. Разводные мосты у нас при этом, конечно, есть, но мельком.
— Как вы можете описать Петербург, который показан в фильме? В чем отличия от реальности?
— Мне лично сложно ответить на этот вопрос, потому что я не местный и приезжал только как турист или по работе. Но мне кажется, что у нас в фильме в целом — Петербург Достоевского.
Мы видим Петербург как статный имперский город, который сохранил все свои здания, старые традиции. И полиция ему под стать, ее любят и уважают. Это город, в котором я хотел бы жить.
— Вы всё согласовывали?
— Да, через мэрию, все необходимые структуры.
— Проблематично согласовать съемки на Дворцовой?
— Было сложно в другом месте. Одну из самых масштабных сцен [уличных] погромов мы снимали на Зодчего Росси. Тогда ваши коллеги из «Фонтанки» написали разгромную статью, что мы уничтожаем город. И нам стали сыпаться отказы в согласовании последующих улиц. Но мы справились: кое-где переубедили, кое-где переехали в другие места.
С Дворцовой, правда, тоже было сложно. Потому что, с одной стороны, там сидели силовики [в здании ЗВО], а с другой — арка Генштаба, Эрмитаж. Разрешение нужно было получать и у одних, и у других. Но мы всё сняли.
Без ложной скромности скажу, что за последние лет десять никто лучше нас Петербург не показывал.
Каким будет будущее киновселенной Bubble
— До вас самым громким российским супергеройским фильмом были «Защитники» Сарика Андреасяна. У него очень низкие рейтинги. Какие проблемы вы учитывали при создании «Майора Грома»?
— Никакие не учитывали. У нас своя история. У них чистая супергероика, а у нас — экранизация комикса, в котором один человек обладает суперсилами только потому, что он в костюме.
Правда, до сих пор сложно побороть предубеждения людей о том, что экранизация комиксов — отстой, для детей или дебилов. С этим мы боремся, но у нас в целом не очень любят что-то новое и необычное.
— Вы планировали киновселенную. Уже есть планы, о которых вы можете говорить?
— Могу сказать так: в случае успеха первой части «Майора Грома» мы с радостью запустим вторую. У нас есть наработки, есть идеи. И самое важное — подписаны долгосрочные договоры со всеми актерами, так что не будет проблем с кастингом. Нам нужна только отмашка со стороны зрителей.
— Отмашкой будет 1,5 миллиарда рублей в прокате? Вы называли эту цифру.
— Да, думаю, это та цифра, которая вселит в нас железобетонную уверенность.
Нам хочется развивать вселенную. Могу сказать, что внимательные зрители-фанаты уже считают в фильме несколько отсылок и пасхалок на существование в нашей киновселенной других персонажей из комиксов. Мы ждем только хорошей кассы, чтобы развивать это дальше.
Посмотрите еще восемь комиксов, где действие происходит в Петербурге. Это фэнтези про ремонт, история про пробку на Шафировском и детектив из 90-х.
Читайте также интервью с создательницами комикса на основе карело-финских легенд, вышедшее в петербургском издательстве «Бумкнига». И подписывайтесь на нашу бесплатную рассылку о том, как провести выходные — в ней редакторы и члены Клуба друзей «Бумаги» советуют интересные места и события в Петербурге, а еще фильмы, книги, игры и комиксы.