В Новой Голландии припарковались два ярко-красных грузовика «Музея всего». До 19-го числа включительно приглашенное жюри, в которое входят Пётр Белый, Дмитрий Озерков, Анна Матвеева и куратор «Музея всего» Джеймс Бретт, будут отбирать работы непрофессиональных и до сих пор непризнанных художников. Прийти и продемонстрировать своё творчество может любой желающий, не имеющий специального образования.
Фото: Анна Рассадина / «Бумага»
Проект «Музей всего» был основан в 2009 году в Лондоне бывшим кинорежиссёром Джеймсом Бреттом, который почувствовал нехватку выставочных пространств, где непрофессиональные художники могли бы демонстрировать свои работы.
История искусства с давних времён делит художественное творчество на высокое и низкое. Почему-то в вопросах успешности того или иного художника зачастую главенствующую роль играет наличие профессионального образования. Конечно, чтобы творить, требуется определённая теоретическая и практическая база, понимание основных процессов в искусстве, но куратор «Музея всего» убеждён, что непрофессиональное нетрадиционное искусство также заслуживает пристального внимания как отдельное совершенно уникальное явление арт-пространства. Искусство — это не всегда профессиональная сфера деятельности. Искусство — это феномен, который, по мнению Джеймса, можно охарактеризовать категорией креативности и искренности: «Главное, чтобы художники искренне изображали то, во что верят. Для нас самое важное, чтобы художники творили для самих себя, а не для арт-рынка или публики». Главные критерии отбора художников и их работ — непрофессионализм, искренность и вера в своё творчество, в свою идею. «Музей» приглашает принять участие всех, но все же есть некоторый фильтр, который позволяет отобрать лучшие работы, чтобы представить их публике. Тем не менее, команда «Музея всего» документирует каждого пришедшего художника, пополняя тем самым свой архив.
«Музей всего» работает не только с теми, для кого искусство — своеобразное хобби, но и с людьми с ограниченными способностями, для которых творчество может быть практически единственным средством самовыражения. Одна из предыдущих выставок была полностью посвящена людям, которые зачастую даже не знают, что такое искусство, и не осознают, что они им занимаются. Кроме того, «Музей» открыл «Мастерские всего», где творят люди с ограниченными умственными и физическими способностями. «Мы встречали художников, которые жили на улицах, в больницах. Мы встречали художников с физической или умственной инвалидностью. И работы этих художников часто более увлекательны и интересны, чем у профессионалов, потому для таких художников это практически единственный путь самовыражения», — объясняет свой интерес Джеймс Бретт. Здесь невольно встает вопрос этики. Насколько это правильно и этично принимать и выставлять работы людей с ограниченными возможностями? С одной стороны, это прекрасная инициатива помочь им показать свой талант окружающим, но, с другой, откуда мы можем до конца знать, какие эмоции вызывает творческий процесс у художника? Возможно, для него это мучительно-неприятно, возможно, наоборот, это помогает бороться со своим недугом. Может быть, на картинах запечатлено тяжелое эмоциональное состояние, а, может, наоборот, стремление не унывать и жить дальше. Этот аспект работы «Музея всего» требует особенного отношения. Очень важно, постоянно думать о том, как это повлияет на художников.
В Новой Голландии мы наблюдаем пятую выставку английского «Музея» и его первое мировое турне. До этого экспозиции были расположены на самых разных площадках Лондона: от всемирно известной галереи Tate до не менее известного универмага Selfridges. Во время своего тура по России музейные фургончики во главе с куратором Джеймсом Бреттом уже побывали в Екатеринбурге, Казани и Нижнем Новгороде. После Петербурга «Музей» отправится в Москву, чтобы там завершить свои «гастроли» отчётной выставкой в ЦСК «Гараж».
Россия стала первым объектом международного «исследования всего» Бретта, потому что он любит русскую кухню и русских людей, которые «постоянно его кормят», и потому что богатая и неохватная русская культура представляет для него особенный интерес. И с помощью «Музея всего» он исследует и документирует современную русскую культуру и индивидуальную культуру каждого отдельно взятого художника. Джеймс находится в постоянном поиске новых талантов и историй: «Я открыл «Музей всего», но в прошлом я работал в кинематографе. И я всегда размышлял о рассказе, об истории. И «Музей» — это тоже рассказ, история. История — это также путешествие по России. И история — это также каждый пришедший к нам художник».
Читайте также: