Пять кинопремьер на ближайшее время: каннский лауреат «Жизнь Адель», «Географ глобус пропил», «Распутин» с Депардье, а также корейская чернуха и новая экранизация Стивена Кинга.
Кадр из фильма «Распутин»
«Жизнь Адель»
С 7 ноября
О победителе Каннского кинофестиваля этого года мы
уже писали — это роман взросления, в центре которого находится любовь французской старшеклассницы к синеволосой художнице возрастом постарше. Невероятно амбициозный трехчасовой фильм некоторые критики уже называют одним из главных достижений киноискусства последних лет и новым «Последним танго в Париже»; он действительно очень техничен и смел с формальной точки зрения, хотя за этим как-то теряется гуманистический посыл. Так или иначе вокруг «Жизни Адель» развернулся такой хайп, что любому, кто интересуется кино, не посмотреть его невозможно.
«Географ глобус пропил»
С 7 ноября
Рядом с «Золотой пальмой» не так эффектно смотрится гран-при фестиваля «Кинотавр», но нестрашно: все равно «Географ глобус пропил» — одна из самых удачных попыток сделать неглупое и приятное мейнстримное кино, осуществленных в России за последние годы. Советская традиция фильмов о школе и роман Алексея Иванова в качестве первоисточника позволяют режиссеру Велединскому добиться того, чего не хватает почти всем отечественным фильмам, целящим в широкую публику, — достоверности и узнаваемости персонажей, ситуаций и фактуры. Оказалось, для этого нужно было всего-навсего уехать из Москвы и снять кино в Перми. Действие романа из 90-х перенесено в нынешнее десятилетие, герой тоже состарен на соответствующее количество лет — ему за сорок. Пьющего неудачника Виктора Служкина, который от безденежья и безнадежности устраивается преподавать географию в средней школе, играет Константин Хабенский, специалист по ролям алкоголиков, и делает это не без блеска. В общем, все это звучит как-то слишком хорошо, но бывает в русском кино и такое.
«Мебиус»
С 7 ноября
Кто не видел фильмов Ким Ки Дука, тот ничего не знает о чернухе. Еще в своих предыдущих работах корейский режиссер достиг высот извращенного членовредительства, но «Мебиус» задает новую высоту: в этой драме о непростых семейных отношениях есть, например, сразу несколько сцен кастрации, причем с одним из персонажей это происходит дважды (это подросток, которому мать мстит за измену своего мужа). Фильм даже был запрещен к показу в самой Южной Корее, и режиссер был вынужден вырезать пару особенно острых моментов. Всегда обладавший сомнительной репутацией у себя на родине, Ким сумел организовать свой культ в западных странах: не в последнюю очередь благодаря тому, что попал на европейские фестивали еще до корейской волны (когда об этой стране киноманы еще не слышали), а также потому, что свои дикие истории он насыщает отсылками к западной культуре. В прошлый раз это было Евангелие, теперь — нечто менее специфическое: лента Мебиуса, которую, по идее режиссера, представляет собой наша жизнь. «Я — мать, я — отец, отец — мать», — глубокомысленно поясняет Ким в интервью логику своего фильма.
«Распутин»
С 7 ноября
Еще один курьез — очередная киноверсия жизни Григория Распутина с Жераром Депардье в главной роли. Фильм снят в совместном производстве с Францией, но европейская версия, без особого успеха показанная там по телевидению больше года назад, пришлась не по душе российским продюсерам (судя по имеющимся описаниям, этот фильм был скорее экранизацией песни Boney M, чем байопиком). Подлатанная для российского рынка картина выходит в прокат только сейчас, когда у Депардье окончательно сложилась анекдотическая репутация человека, добровольно перешедшего в российское гражданство. Народному артисту Чечни на экране помогает еще одна увядшая звезда — Фанни Ардан в роли, как ни странно, императрицы Александры, а также целый ряд отечественных актеров: от Хабенского и Машкова до Леонида Мозгового и Ксении Раппопорт.
«Телекинез»
С 14 ноября
Над девочкой-социопатом Кэрри в школе открыто смеются, дома же ее терроризирует матушка, повредившаяся рассудком на почве религиозного фундаментализма. На беду всех этих неприятных людей, Кэрри обладает сверхъестественными способностями, которые помогут ей отомстить. Не очень понятно, зачем опять экранизировать роман Стивена Кинга, уже поставленный Брайаном де Пальмой в 80-е: тот фильм не устарел и до сих пор смотрится неплохо, а в новых сюжетах для хорроров недостатка вроде нет. Видимо, для того, чтобы Хлоя Грэйс Морец сыграла в максимальном количестве фильмов до совершеннолетия; впрочем, это, может, и достойная причина.