В Петербурге завершаются два кинофестиваля (СПМКФ и «Начало») и скоро начнется еще один («Послание к человеку»). Тем временем регулярный прокат не прекращается: в ближайшие недели в кино выйдут новые фильмы Вуди Аллена, Ноа Баумбаха и не только.
Кадр из фильма «Жасмин»
«Милая Фрэнсис»
С 19 сентября
За неделю до Вуди Аллена в прокате появится очередной фильм его духовного сына Ноа Баумбаха. Как и старший товарищ, Баумбах — нью-йоркский интеллигент, большой поклонник Бергмана и снимает кино о неудачниках, которые, как правило, тоже нью-йоркские интеллигенты. Сценарий его нового фильма написан в соавторстве с хипстерской звездой Гретой Гервиг (она играла в предыдущем фильме Вуди Аллена, а еще у Уита Стиллмана, который тоже нью-йоркский интеллигент: в общем, тесен их круг). Гервиг сама исполняет заглавную роль — девушки, которой уже 27, но которая до сих пор ничем особенно не занимается, живет у подруг и хочет профессионально танцевать. То есть ведет себя так, будто ей шестнадцать: для такого образа жизни и мыслей придумали слово «кидалт», и фильм Баумбаха, видимо, не только про них, но и для.
«Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски»
С 19 сентября
В российском прокате это уже второй подряд фильм о конце света, причем если в последние пару лет кинематографисты развивали эту тему с серьезным лицом («Меланхолия», «4:44» Абеля Феррары, даже «2012» Эммериха), то после 21 декабря все расслабились и теперь шутят шутки. «Апокалипсис по-голливудски» — must see для поклонников Джадда Апатоу и его команды, поскольку снят он Сетом Рогеном, а главные роли исполняют он же, Джеймс Франко, Джона Хилл и прочие представители этой тусовки. Играют они сами себя: по сюжету Франко устраивает новоселье, на которое приглашает друзей-актеров, чтобы выпить и обсудить, насколько прекрасен их круг; тогда-то все и начинается. Чтобы сполна оценить режиссерский дебют Рогена, надо, понятное дело, быть в теме, и тогда это будет выглядеть как капустник с хорошо знакомыми людьми, которые валяют дурака в кадре, — хотя, конечно, обычно они и так этим занимаются.
«Жасмин»
С 26 сентября
Ежегодное возвращение на экраны Вуди Аллена в неизменном амплуа шутника-мизантропа. Понятно, что качество фильмов пожилого режиссера уже давно перестало иметь значение, просто летний (на этот раз, правда, осенний) прокат без очередного фильма Аллена — все равно что Новый год без елки или свадьба без генерала: не то чтобы без него не обойтись, а все-таки так приятней. К тому же в последнее время режиссер старается разнообразить свои сюжеты, помещая действие в разные города. За пятилетку он успел побывать в Барселоне, Лондоне (там уже в третий раз), Париже и Риме, один раз вернулся в родной Нью-Йорк, а в «Жасмине» вдруг перебрался на западное побережье Америки и снял кино в Сан-Франциско. В главной роли — Кейт Бланшетт, она играет (сюрприз!) великовозрастную неудачницу, которая после развода с богатым мужем едет пожить у сестры в Калифорнии.
«Роль»
С 30 сентября
События революций и Гражданской войны сейчас принято изображать в декадентской интонации поэмы Блока «Двенадцать» — в этой традиции работает и Константин Лопушанский, чей главный герой в середине 20-х верен заветам русского символизма. Максим Суханов играет актера, эмигрировавшего в Финляндию, который собирается вернуться в Советскую Россию под видом героя Гражданской, красного командира, в точности похожего на него. «Роль» — очень интеллигентное кино: здесь говорят о русской душе, ссылаясь на Достоевского, задают вечные вопросы и не находят ответов. При этом довольно стильное, снятое в обязательном монохроме и смонтированное в сомнамбулическом темпе. Добросовестное воспроизведение деталей напоминает о фильмах Германа (есть и прямая цитата из «Двадцати дней без войны», да и двойники, помимо Достоевского, были в «Хрусталеве»), хотя такой плотности кадра здесь, конечно, нет.