3 октября 2013

Кино на две недели: что смотреть в начале октября

Фильм Альфонсо Куарона об одиночестве в космосе, голландский фестивальный хит и целых две картины на русском языке — в обзоре кинопремьер на ближайшие две недели.

Кадр из фильма «Гравитация»

«Гравитация»

С 3 октября

На фоне упорного снижения интереса к 3D (собственно, только в России и Китае этот формат по-прежнему в моде) «Гравитация» — едва ли не самый ожидаемый фильм года — выглядит удивительно. Это, кажется, первый фильм после четырехлетней давности «Аватара», который все наперебой советуют смотреть только в стереоформате, а еще лучше — в IMAX. И это не единственное, чем новый фильм Альфонсо Куарона отличается от всей остальной большой голливудской продукции. Он еще, например, длится девяносто минут (блокбастеры сейчас не бывают короче двух часов), и там всего два актера, причем большую часть фильма Сандра Буллок и вовсе проводит на экране одна. И, вообще, это кино про космос, причем не только в том смысле, что там происходит действие. Хотя и в этом тоже: много ли есть фильмов с продолжительными сценами в открытом космическом пространстве? Альфонсо Куарон со своим феноменальным техническим мастерством и оператором-инопланетянином Эмануэлем Любецки уже давно метил в стэнли кубрики, и «Гравитацию», видимо, можно считать новой версией «Космической Одиссеи». Хотя — это еще одна особенность фильма — это не фантастика в строгом смысле слова, поскольку никаких небывалых технологий, колонизации далеких галактик и прочих былых космических иллюзий в сюжете нет. Космос здесь не освоенный и домашний, как грезилось энтузиастам полвека назад, но по-прежнему страшный, неуютный и непонятный.

«Вечное возвращение»

С 3 октября

Новый фильм Киры Муратовой — не философствование в духе Ницше, как можно предположить из названия, а набор вариаций одной истории из жизни нескольких нелепых персонажей, как можно догадаться по имени режиссера. Слово «вариации» неслучайно, поскольку структура фильмов Муратовой близка к этому музыкальному жанру: одна и та же ситуация повторяется с разными действующими лицами, превращаясь из драматичной в фарсовую. Как это часто бывает у Муратовой, присутствует рекурсия (в виде метасюжета о кинопробах и умершем режиссере, который оказывается рамкой повествования); в ролях — постоянные артисты режиссера: Литвинова, Маковецкий, Табаков и остальные. К сожалению, картину вряд ли ждет счастливая прокатная судьба, тем более что она стоит в репертуаре рядом с «Ролью» Константина Лопушанского; даже один черно-белый русскоязычный фильм в прокате — это много, а тут сразу два.

«Возмутитель спокойствия»

С 10 октября

Нидерландское кино — редкий гость в отечественном кинотеатре, хотя в России, как ни странно, ситуация еще неплохая. Во всяком случае, режиссер «Возмутителя спокойствия» Алекс ван Вармердам, как и его соотечественник Йос Стеллинг, имеет некоторую фан-базу среди русских синефилов, будучи практически неизвестным в остальном мире. С другой стороны, «Возмутитель спокойствия» в этом году участвовал в конкурсе в Каннах. Фестивальная критика в отзывах чаще всего вспоминала «Теорему» Пьера Паоло Пазолини, и сюжет, действительно, похож: явившийся из леса незнакомец вторгается в жизнь буржуазного семейства и приобретает необъяснимую власть над приютившими его людьми. Стоит ждать сатиры на современное европейское общество, эффектной яркой картинки (которую каннские журналисты, разумеется, сравнили с «Инстаграмом»), тревожной образности и того, что принято называть словом «сюр».

«Сталинград»

С 10 октября

Единственный, кажется, российский блокбастер этого года — долгожданный (говорят) боевик Федора Бондарчука, который теперь сделал серьезную заявку на место главного державного режиссера, — место, в советское время принадлежавшее его отцу. Если в «Девятой роте» герои сражались за чужбину, то теперь, как полагается, за родину, причем в рамках важнейшего военного сражения новейшей истории — как в историческом смысле, так и с точки зрения текущей государственной идеологии. В соответствии с веяниями времени фильм сделан не без помощи CGI, 3D и прочих англоязычных аббревиатур; в соответствии с традициями военного кино — главного отечественного жанра — завязан на патриотических ценностях. Помимо всего прочего, это редкий, если не единственный, пример большого военного фильма с именем Сталина в названии. Что не помешало продюсерам организовать прокат в США и послать картину на «Оскар» в обход регламента премии — хотя до шорт-листа Американской киноакадемии она наверняка не дойдет.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.