1 октября в Петербурге начнется Международный медиа форум — бывший Кинофорум.
«Бумага» рассказывает о причудливой программе мероприятий и о том, чего ждать от очередной реинкарнации фестиваля: в этом году, кажется, для зрителей есть хорошие новости.
Кадр из фильма Ксавье Долана «Мамочка»
На прошлой неделе стартовал фестиваль «Послание к человеку», достаточно стабильно существующий и развивающийся уже четверть века (он продлится до субботы). На следующей начнется Санкт-Петербургский Международный медиа форум (одному Розенталю известно, почему организаторы предпочитают писать последние два слова раздельно) — еще одно событие, на котором будут показывать кино. В отличие от «Послания», история этого мероприятия развивается по принципу Гераклита о реке, в которую нельзя войти дважды: нынешний формат форума — уже четвертый за те пять лет, что он существует.
Устроителям форума хватило смелости отказаться от конкурса
Хорошая новость заключается в том, что новый Медиа форум выглядит гораздо интереснее, чем маловразумительное мероприятие под названием «Санкт-Петербургский Международный кинофестиваль», продержавшееся рекордные два года и успевшее заработать довольно дурную репутацию. Устроителям форума — энергичному государственному агентству «Роскино» — хватило смелости отказаться от конкурса, который почему-то до сих пор считается обязательным атрибутом киносмотра, и вместо этого заполнить расписание авторскими программами. По сути, это означает, что вместо европейских фильмов второго-третьего ряда, из которых состоял прошлогодний конкурс (другие фестиваль просто не смог бы получить), у нас будет шанс увидеть концептуальную и гораздо более содержательную программу. Кроме того, имеется обширная деловая программа для профессионалов, а также образовательная: этот год для петербургского фестивального движения отмечен возвращением в него Александра Сокурова. Он уже проводил воркшоп для молодых кинематографистов в одной из предыдущих версий Кинофорума. В этом году режиссер отобрал участников мероприятия через интернет (они присылали на фестиваль свои любительские короткометражки). Мастерская озаглавлена «К.Л.А.С.» (забегая вперед, это еще не самое странное название в структуре форума) и будет базироваться в Репине.
Одно грандиозное событие ожидает зрителей уже в первый день фестиваля: на его открытии 1 октября покажут «Мамочку», инстаграм-фильм премированного в Каннах канадского вундеркинда Ксавье Долана. Впрочем, эта картина и так скоро выйдет в прокат, но у нас есть шанс посмотреть ее за полтора месяца до этого, что, конечно, важно в случае настолько модного режиссера. Дальше — восемь программ с причудливыми названиями латиницей: от подборки нового британского кино до фильмов из Северной Кореи.
Сразу две программы курирует звезда российской кинокритики Борис Нелепо. В одной из них — N-L-PO — собраны научно-фантастические фильмы, о которых вы вряд ли когда-либо слышали: неизвестный шедевр Райнера Вернера Фассбиндера о виртуальной реальности, аргентинский фильм «Вторжение» по сценарию Борхеса, британская картина с молодой Тильдой Суинтон, а также итальянский экшен шестидесятых и современная французская антиутопия, снятая без спецэффектов в недостроенных парижских небоскребах.
Вторая программа того же куратора — подборка главных фильмов последнего кинофестиваля в Локарно, который в профессиональных кругах имеет репутацию одного из лучших в мире. Некоторые, как, например, сам Борис, ставят его на первое место — выше Канн, не говоря уже о Венеции. Локарно — бастион бескомпромиссного авторского кино, и постановщики, которых он открывает, впоследствии часто становятся звездами мировой режиссуры. Впрочем, авторы, представленные в локарнской программе, и так уже имеют культовый статус, хотя и в узких кругах: победитель фестиваля Лав Диас, чьи длинные фильмы часто сравнивают с романами, барочный режиссер Эжен Грин и португальский авангардист Педру Кошта. Здесь же покажут фильм-эссе «Социализм» — «одиссею по истории кинематографа», последнюю работу финского документалиста и киноведа Питера фон Бага, скончавшегося 17 сентября.
Канны тоже представлены в программе форума — программой под названием (не спрашивайте) MAMENTUM, собравшей французские фильмы, представленные на фестивале в мае. В первую очередь это англоязычная «Зильс-Мария» Оливье Ассайяса, которая сводит на экране Жюльет Бинош и Кристин Стюарт из «Сумерек», и «Сен-Лоран. Стиль это я» — эстетский фильм о модельере, выдвинутый от Франции на «Оскар». Под неожиданно информативным названием NON-FICTION скрываются пять документальных лент — среди них фильмы о Бьорк, Сьюзен Зонтаг и книжном магазине в Нью-Йорке (этот фильм снят при участии Мартина Скорсезе). TEEN SPIRIT — фильмы о подростках: там сбегают из дома или со школьной экскурсии, играют в хоккей и впервые сталкиваются со смертью.
Кадр из фильма Оливье Ассайяса «Зильс-Мария»
Михаил Трофименков, недавно написавший книгу «Кинотеатр военных действий» о политическом кино во второй половине XX века, в своей программе TROFEY исследует, как эта традиция продолжается в новом столетии. Герои фильмов, которые он представит, — левые террористы Европы 1970-х и Латинской Америки 2000-х, могущественные банкиры и французский президент Олланд. Существует мнение, что на самом деле любое кино — политическое (Михаил, насколько нам известно, его разделяет): это можно будет увидеть в ретроспективе фильмов из Северной Кореи KOR-KOR, которые вряд ли покажут где-то еще в обозримом будущем. Даже те картины КНДР, которые не касаются политики напрямую, отмечены особенностями государственного устройства страны: герои вдохновляются идеями товарищей Кимов вне зависимости от того, чем занимаются (здесь, например, есть фильм о футболисте).
Более привычные территории исследует программа BRITANNICA Алексея Медведева — четыре фильма из Великобритании. Эти картины развивают национальные традиции островного кино, которое в силу языковых причин больше других страдает от влияния Голливуда, — характерный юмор («Каникулы мечты» и «Поездка в Италию», продолжение культового сериала со Стивом Куганом и Робом Брайдоном), камерную семейную драму («Разрушители» с Бенедиктом Камбербатчем) и городской криминальный триллер («Шестнадцать»).
Приличному человеку подобает посмотреть на Медиа форуме если не все, то многое
В общем, приличному человеку подобает посмотреть на Медиа форуме если не все, то многое. Помимо кино, имеется еще телевизионная программа, хотя смотреть на большом экране пилоты уже вышедших сериалов типа «Настоящего детектива» — менее понятное развлечение, а премьеры вроде нового сезона «Родины» пройдут только по приглашениям. Вообще, довольно большая часть форума скрыта от посторонних глаз: пока публика будет смотреть кино, в здании Биржи откроется медиарынок, место встречи продюсеров с дистрибьюторами; заявлено участие крупных, как принято говорить, игроков типа Warner Bros, HBO и Netflix. Хотя и незаметная для тех, кто не имеет отношения к кино и медиа, эта часть форума — едва ли не самая важная деталь его концепции: Роскино, чья сверхзадача — включение российского кино в мировой процесс, стремится к тому, чтобы фестиваль стал международным индустриальным событием, которого в России сейчас не хватает (на Московском кинофестивале, к примеру, рынка нет). В некотором смысле это аналог Петербургского экономического форума.
Действительно, в нынешней обстановке немного странно выглядит запуск мероприятия с международными амбициями. Но на самом деле фестивалю в таком формате вряд ли страшны политические кризисы, и не потому, что культура связывает страны (как бы ни хотелось в это верить), а потому, что центральной составляющей форума станет медиабизнес. Для него, как известно, политическая конъюнктура действительно не важна: Россия все равно остается одним из крупнейших рынков с большим потенциалом, и это значит, что предприниматели все равно будут сюда приезжать. Естественно, сейчас ни в чем нельзя быть уверенным — завтра Госдума может, например, запретить американское кино, но если этого не случится, Медиа форум, вероятно, имеет шансы на успех.