Во вторник, 25 марта, директор фонда «Манифеста» объявила, что биеннале не собираются откладывать, переносить в другой город или вообще отменять. Выставка пройдет в Петербурге, как и планировалось, с 28 июня по 31 октября. «Бумага» вспомнила, кто и как бойкотировал проведение в Эрмитаже одного из важнейших мероприятий в жизни современного искусства и почему организаторы все-таки продолжили работать в противоречивых политических условиях.
Работа Марлен Дюма, одного из участников Manifesta
Manifesta — международный смотр современного искусства, который проводится раз в два года. Она создавалась как альтернатива «Документе» и Венецианской биеннале и должна была «манифестировать» динамику актуального художественного процесса на фоне новых географических, социальных и политических перемен в мире. Первая Manifesta прошла в 1996 году в Роттердаме и за время существования приобрела репутацию интеллектуальной выставки, которая занимается глобальными проблемами современности, рассматривает исторические взаимоотношения между различными регионами и народами, поддерживает молодое искусство и новые идеи. Каждый раз Manifesta проводится в разных городах и, в отличие от других крупнейших форумов современного искусства, исключает возможность для участников выставиться повторно. Мероприятие побывало в Роттердаме (Нидерланды), Люксембурге, Любляне (Словения), Франкфурте-на-Майне (Германия), Сан-Себастьяне (Испания), Никосии (Кипр), Больцано, Тренто, Роверето, Фортецца (Италия), Мурсии (Испания) и Генке (Бельгия). В 2014 году крупнейшая выставка должна состояться в Петербурге. С инициативой провести десятую, юбилейную, Manifesta в Петербурге выступил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: таким образом он предложил отметить 250-летие Эрмитажа, напомнив, что история музея началась с Екатерины Великой, которая тоже любила современное искусство своего времени. Разговоры о том, что одна из самых значимых выставок современного искусства может пройти в Петербурге, велись давно. Однако лишь 27 февраля прошлого года город и музей дали официальное подтверждение и объявили даты проведения: 28 июня — 31 октября.15 августа было объявлено имя куратора Manifesta 10 — им стал экс-директор кельнского Музея Людвига Каспер Кениг, который пообещал «закружить в танце» произведения современного искусства с шедеврами старых мастеров и сделать выставку интеллектуальной, игровой и содержательной. В это же время ирландский куратор и критик Ноэль Келли призвал перенести Manifesta из Петербурга в другой город как знак поддержки гей-сообщества и начал сбор подписей в поддержку инициативы.
В ответ на заявление ирландского куратора была подготовлена петиция в поддержку проведения Manifesta в Петербурге. Инициаторы нового обращения объяснили, что бойкот столь значимого события будет расценен как попытка лишить Петербург «уникальной платформы для культурного диалога». По словам одного из авторов письма Елизаветы Матвеевой, ни та, ни другая петиция не имели особой силы, однако ответное письмо спровоцировало реакцию горожан, тем самым показав, что в Петербурге есть заинтересованные в биеннале люди. Вновь заговорили об отмене Manifesta 10 в марте этого года: на Change.org появилась очередная петиция против проведения выставки в Петербурге. На этот раз выступили художники из Амстердама и Дюссельдорфа, которые попросили куратора Каспера Кенига отложить проведение биеннале современного искусства до полного вывода российских войск с территории Украины. Кроме того, они призвали своих коллег поддержать инициативу.
Из петиции художников:
«Мы, нижеподписавшиеся, просим удержаться от проведения биеннале современного искусства Manifesta 10 — 2014 в Санкт-Петербурге до тех пор, пока российские войска не будут выведены из Украины.
Мы считаем, что участие в культурных мероприятиях в России в это время означает легитимацию и согласие с российской агрессией против демократического государства Украины. Мы просим всех участвующих художников, кураторов, организаторов и финансирующие организации, связанные с Manifesta 10 — 2014, поддержать эту петицию как акт солидарности с украинским народом».
В недавнем интервью Фейен также заявляла, что не видит смысла переносить событие из Петербурга из-за международных конфликтов и сравнила политическую ситуацию в России с недавними событиями, в которые были вовлечены США: «Когда бомбят Ливию или Ирак, из Нью-Йорка не переносятся никакие культурные события и даже практически никакого шума не поднимается по поводу связи культуры и международной политики. Однако как только что-то подобное происходит в России, Африке и других местах, сразу поднимается скандал», — заявила она. На Manifesta 10 будут выставлены работы более 50 художников, среди них Анри Матисс, Йозеф Бойс, Павел Пепперштейн, Тимур Новиков. Полный список был оглашен на пресс-конференции 25 марта. В работах участниках, имена которых были объявлены 25 марта, найдут отражение недавние события, связанные с законами против ЛГБТ-сообщества и украинским конфликтом: будут выставлены портреты гомосексуалов голландской художницы Марлен Дюма и фотографии зимних событий в Киеве Бориса Михайлова. Куратор Каспер Кениг отметил, что хотя фоном для выставки станет довольно сложная геополитическая обстановка, но отказ от Manifesta 10, по его мнению, вызовет еще большую напряженность. Организаторы сошлись во мнении, что работа в условиях российской реальности — это вызов и новый опыт. Кениг также отметил, что Государственный Эрмитаж обеспечит должную защиту акции.