Выборгская епархия выпустила православный комикс «Техника духовной безопасности» с лайфхаками, как вести себя в церкви. Сценарий и текст для него написал 34-летний иерей Артемий Литвинов, возглавляющий отдел епархии по делам молодежи.
«Бумага» поговорила со священником о том, как отреагировали на иллюстрированное пособие в церковном сообществе, почему комикс на тему поведения в храме может помочь молодым людям и о мечте сделать православное приложение для смартфонов.
Артемий Литвинов
Иерей Выборгской епархии, председатель Епархиального отдела по делам молодежи
— Какую роль вы выполняли в работе над этим комиксом?
— Хотел бы отметить, что сам это комиксом не называю. Понимаю, что так для всех удобнее и звучит ярко. Но для меня это в первую очередь иллюстрированное пособие. Мне кажется, когда люди слышат «комикс», они ждут какой-то развлекаловки, какого-то экшена. Здесь такого нет. Это пособие, которое помогает молодым ребятам.
И сценарий, и текст писал я. Где-то уже 12 лет активно занимаюсь молодежью, это видно по моим проектам. Первым в России организовал православное соревнование по картингу. Мы сделали серию телефонных чехлов с цитатами наших знаменитых архиереев, патриарха. У нас было много и других проектов. И в моей практике бывали интересные встречи, курьезные случаи — они и легли в основу пособия. Например, для молодежи остается актуальной проблема внешнего вида. И первый выпуск я посвятил этому.
Рисунок легче всего воспринимается. Даже в древности старались через рисунки обучать подрастающее поколение.
— Когда началась работа над проектом?
— Идея появилась летом, обложку анонсировали в октябре. Летом я искал художников, составлял сценарий. Нашел ребят (студентов Санкт-Петербургской академии художеств Ивана Андреева и Елизавету Фролову — прим. «Бумаги»). Интересно, что молодой человек и девушка, хоть и крещеные, причисляют себя к православным, но регулярно в храм не ходят. Мне было даже интересно, как на эту задумку отреагируют. Они загорелись моей идеей. Я, конечно, его, [Ивана], заинтриговал, сказал: представляешь, будешь первым человеком, который сделал такое пособие, войдешь в историю.
— Как вы познакомились с ребятами?
— У меня в храм ходят молодые ребята, я у них спросил, нет ли знакомых, которые хорошо рисуют. Встретились — началась работа. Очень долго работали над обложкой: она несет определенный смысл.
Хочу отдельно отметить, что у нас был разработан собственный стиль. Мы специально старались уйти от каких-то привычных образов. Ребята работали в карандаше, акварели и максимально всё прорабатывали.
— Как строился рабочий процесс?
— Было сложно из-за того, что ребята учатся, пишут свои работы. Общались онлайн, присылали свои рисунки, встречались. По большому счету работы было на месяц, но в связи с учебой получилось дольше. Много времени ушло и на придумывание персонажей. Я хотел, чтобы по священнику (главному герою комикс-пособия — прим. «Бумаги») было видно, что он и молодой, и взрослый. Я впервые столкнулся с таким рабочим процессом и должен сказать, что это было очень сложно. Но со вторым номером, конечно, будет проще.
— А ребята какое-то вознаграждение за работу получили?
— Они получили первую церковную награду: архиерейские грамоты. Со своей стороны я материально им помогал, чтобы они могли оплачивать необходимые инструменты.
— Как у вас появилась идея о «Технике духовной безопасности»?
— Когда служил в селе в Саратовской области, ходил общаться с учениками в местную школу. Тогда решил, что у меня будет не какое-то «богословие», а конкретные советы молодежи. Я бы сравнил это с безопасностью в самолете, когда после того, как технику вам объяснила стюардесса, вы еще можете посмотреть в листок с рисунками. Главное, чтобы была конкретика: сжато, четко, без воды.
В журнале также прописываются полезные советы. Я решил на молодежный манер назвать это лайфхак. В комментариях мне писали, что так это называют только какие-то стримеры и задроты. Ну не знаю, лайфхак с английского так и переводится — «полезный совет». Ребятам это привычно, и я не вижу здесь ничего плохого.
— Что же все-таки такое «духовная безопасность»?
— Я так назвал целый цикл сюжетов. Это серия журналов, дающая советы ребятам по поведению в православной среде. Примерно как в других странах вам объясняют, что не принято делать. Под техникой я имею в виду конкретные советы. «Безопасность» — это когда человек не совершает духовную ошибку. Ведь человек может прийти в храм с вопросом, но столкнется с практической проблемой: какая-нибудь бабушка на порог не пустит. И тогда он не сможет решить свою духовную проблему уже на самом первом этапе. Я стараюсь объяснить посетителям церкви их права и обязанности. В данном случае касательно внешнего вида, потому что на этом многое строится.
— Вы встречали примеры, когда религиозные учреждения использовали подобную иллюстративную форму?
— Знаю, что в Финляндии государство переводит в рисунки свою историю, потому что молодежь не читает. Когда-то давно католики что-то хотели сделать про жития святых. Но чтобы избежать критики особенно консервативных православных, я постарался избежать изображений святых, икон, церковной символики. Помню, в 2012 году еще был опыт: делали иллюстрации к Конституции РФ. Но именно в православной церкви я с подобным опытом не сталкивался.
Акцентировать внимание решил на рисунке, понятных образах. Когда пришел впервые в школу, спросил у 11-классников: как вы думаете, кто я такой? Меня назвали Нео, кто-то назвал Дарт Вейдером. И с какой-то стороны это понятно, они воспитаны на современной культуре. А то, что священнослужитель-подрясник древнее Нео, приходится объяснять.
— Не опасались, что все-таки последует критика? Например, родителям это покажется неуместным?
— Критика по поводу того, что я помогаю молодежи правильно заходить в храм? Одно дело, конструктивная критика. Мне, например, преподаватель МИФИ указал на ошибку в тексте. А есть бессмысленная злоба, она всегда присуща. Я это в первую очередь делал не для той молодежи, которая ходит в церковь регулярно. С молодежью нужно общаться на молодежном языке. Но не спускаться в сленг и какую-то хамщину.
— В чем цель пособия? Какой у него посыл?
— Цель — ответить на вопросы. Я выбирал актуальные темы. Думаю рассказать, как принимать крещение. Многие молодые люди венчаются, становятся крестными. Если хотя бы одному человеку это пособие как-то поможет в жизни, буду рад. Не гонюсь за массовостью и делал это в первую очередь для нашей епархии. Но если другие проявят интерес, то, конечно же, поделюсь. Некоторые епархии уже попросили меня привезти показать.
Молодежный отдел для этого и создали в РПЦ: находить те формы работы, которые молодежи понятны. Мы нашли такую форму.
— Какой тираж? Как распространяется журнал?
— Тираж — 3000 экземпляров. Рассчитывали на тысячу, но увеличили после пресс-конференции. Сначала будем распространять среди нашей молодежи, это три района. Передадим в комитет по молодежной политике, университеты в Выборге, библиотеки. Будем раздавать крупным приходам. Если нас пригласят на «Микрокомикон», там тоже сможем раздать. Распространяется бесплатно.
— На какие средства печатался тираж?
— Все расходы на себя берет Выборгская епархия.
— Какие главные проблемы вы видите в понимании между молодежью и церковью?
— Я бы назвал это кризисом межличностных отношений: большие проблемы с общением. У них много вопросов, а интернет не всегда качественно отвечает. Человек обманывается и может как-то травмировать свою жизнь. У молодых людей сейчас мало наставников, с которыми можно поговорить на серьезные темы. Несмотря на то, что есть интернет, мама, папа, людям в итоге просто не с кем проконсультироваться. Я же окончил психологический факультет в РГПУ имени Герцена, работал школьным психологом, всегда замечал эти проблемы общения. И пожилые люди во все времена жаловались на молодежь.
Молодым людям всегда советую приходить в храм, чтобы услышать другую точку зрения. Никогда не звал в храм на молитвы, призывал воспринимать церковь как советника, помощника. Поэтому мое пособие и заканчивается словами о том, что церковь — это не территория страха. Конечно, храмы разные, есть и очень консервативные, но во многих вас примут.
— Хоть вы и говорите, что это не совсем комикс, на ваше пособие обратил внимание фестиваль комиксов «Микрокомикон».
— Да, я даже подарил им два экземпляра.
— Вы собираетесь как-то и дальше двигаться в сторону комикс-фестивалей?
— Не уверен. Это определенная субкультура, определенные ребята, которые воспитаны на такой литературе. Мне интересно их профессиональное мнение: хотели бы они такое видеть. Я так понимаю, эта сфера рисованных историй очень глобальная, хоть и не так сильно развита у нас. И мне было приятно, что нас посчитали чуть ли не отечественным производителем.
— А у вас лично какое отношение к комикс-культуре?
— Комиксов сам никогда не читал, но очень люблю фильмы — можно сказать, что я киноман. И, конечно, предпочитаю «Марвел», а не DC. В свое время на меня еще произвела большое впечатление «Матрица». Очень интересные вопросы поднимаются в «Хрониках Нарнии» и «Гарри Поттере».
— Как вы относитесь к использованию персонажей массовой культуры для того, чтобы рассказывать о религии и церкви?
— Зачем использовать персонажей, задействованных в других сферах? Не знаю, как относиться к тому, чтобы тебе Железный человек или Халк [рассказывал про религию]. Халк будет рассказывать, как не гневаться? Это уже, возможно, перебор. Думаю, у нас могут быть свои герои, в том числе священники и молодые ребята. Надо работать и самим придумывать.
— Какие еще у вас есть планы по работе с молодежью?
— Есть проекты и интересные задумки. У нас есть хороший сайт, растет канал на YouTube. Моя мечта — создать православное приложение для телефонов. Там, по сути, всё готово, но нужно написать программу, а это дорогостоящая часть.