Обеспокоенные горожане собирают подписи против возможного перевоза работ импрессионистов из Эрмитажа в Москву. Причиной стало обращение директора ГМИИ Ирины Антоновой во время прямой линии с президентом: Антонова давно мечтает соединить петербургскую и московскую коллекции в возрожденном Музей нового западного искусства. Петицию подписали уже более 3000 петербуржцев и жителей других городов.
Клод Моне «Дама в саду Сент-Адресс», 1867
Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова неоднократно поднимала вопрос о возвращении в Москву работ французских импрессионистов и постимпрессионистов и о возрождении Музея нового западного искусства. Музей открыли на основе впечатляющих коллекций фабрикантов и меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова в 1928-ом в бывшем особняке Морозова. В него приводили пролетариев смотреть на упадочное буржуазное искусство. Распределение картин из коллекций Щукина и Морозова между Эрмитажем и ГМИИ началось еще в 30-е годы. Тогда многие работы были бесследно утеряны. Окончательно полотна развезли по двум городам к 1948 году.
Ирина Антонова считает, что восстановленный Музей нового западного искусства — «это последний шанс для Москвы иметь музей мирового искусства международного качества». По ее мнению, «этот музей нужно обязательно восстановить в Москве, и тогда в столице будут Третьяковская галерея, Кремль, Исторический музей и Музей мирового искусства». Очевидно, что петербуржцы не поддерживают такой план. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский уже заявил, что будет отстаивать право сохранить коллекцию в Петербурге. Однако Антонова полагает, что «у Пиотровского как у президента Союза музеев России должен быть более широкий взгляд на то, что такое музей в России».
Ирина Антонова, директор Пушкинского музея:
«Государство когда-то уничтожило этот музей и, на мой взгляд, сейчас государство должно его воссоздать. Это нужно сделать по многим нравственным и прочим причинам. У нас исполняют музыку Шостаковича и Прокофьева, учат стихи Ахматовой, наконец, был восстановлен храм Христа Спасителя, пора восстановить и Музей нового западного искусства в Москве»
Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже», 1897
Многие подписавшиеся обращают внимание на опасность прецедента с реституцией культурных ценностей: перенос коллекции из Эрмитажа в Москву может положить начало нескончаемой цепочке требований вернуть произведения искусства как в государственные учреждения, так и в частную собственность.
«Для нашего города исчезновение подлинников Ренуара, Матисса и Пикассо равносильно переносу в первопрестольную Медного всадника, Ростральных колонн и захоронений императоров. Это невосполнимый удар по культуре города и исторической памяти живущих в нем людей»