На этой неделе в Петербург привезут пять ключевых фильмов великого Стэнли Кубрика. «Бумага» рассказывает о ретроспективе работ режиссера, в рамках которой на большом экране покажут картины классика, а в «Порядке слов» выступит его продюсер.
Ретроспектива Кубрика организована журналом «Сеанс» и генеральным консульством США, что забавно, ведь Кубрик, хоть и был американцем, не любил Голливуд и большую часть своих фильмов снял в Англии. Классические картины, в число которых входят «Космическая одиссея» и «Заводной апельсин», будут демонстрировать с четверга по воскресенье в «Авроре», а в субботу в час дня в книжный магазин «Порядок слов» приедет продюсер Кубрика Ян Харлан, чтобы представить свой документальный фильм о режиссере и ответить на вопросы зрителей. Все показы — на языке оригинала с субтитрами, потому что так правильней смотреть кино и потому, что Кубрик навсегда запретил делать к его фильмам дубляж, не одобренный лично им самим (а русского дубляжа, одобренного Кубриком, не существует). Это только один из характерных примеров стремления режиссера к полному контролю над своими фильмами и его знаменитого перфекционизма: благодаря этому свойству Кубрика многие его фильмы делались годами, и благодаря ему же они настолько совершенны.
«2001: Космическая Одиссея», 1968
Четверг, 24 апреля, 19:00
Открывающий фильм мини-фестиваля — самая грандиозная картина Кубрика, соответствующим образом озаглавленная. Видели ее многие, многим было скучно (это довольно медленное и длинное кино), но надо понимать, что в случае с «Одиссеей» просмотр дома с ноутбука просто не засчитывается. Для холодного, отстраненного формализма режиссера пустые космические пространства стали идеальным местом действия, и самые знаменитые кадры «Одиссеи» — те, в которых нет людей, только летательные аппараты, бороздящие Вселенную под Штрауса (теория заговора о высадке американцев на Луну часто называет Кубрика в качестве создателя инсценировки). Сюжет своеобразный: охватываются вопросы происхождения человечества, инопланетных контактов и искусственного интеллекта, а последняя глава называется «За пределами бесконечности», и показывают там что-то неописуемое.
«Цельнометаллическая оболочка», 1987
Пятница, 25 апреля, 19:00
Космос для «Одиссеи» был снят в студии, а Вьетнам для «Цельнометаллической оболочки» — в Англии, куда специально привезли пару тысяч пальм из Испании: пример того, что режиссура Кубрика способна успешно заменять реальность. Это предпоследний фильм режиссера и пятый, посвященный войне (см. ниже о «Докторе Стрейнджлаве»). «Цельнометаллическая оболочка» включает два разных сюжета, объединенных персонажем по прозвищу Шутник, который сначала проходит учебку морских пехотинцев, а потом отправляется в Индокитай, назначенный армейским корреспондентом. Наибольшую известность фильму принес психопатичный инструктор учебки в исполнении настоящего инструктора учебки, но и о второй части картины, которая демонстрирует хаос и безумие войны, забывать не стоит.
«Сияние», 1980
Суббота, 26 апреля, 17:00
Возвращаясь к теориям заговора: о «Сиянии» их сочинили столько, что хватило на целый документальный фильм «Комната 237», вышедший в прошлом году. Хоррор с Джеком Николсоном по роману перспективного писателя Стивена Кинга действительно выглядит так загадочно, как будто там зашифровано больше, чем прямо сказано. Автор первоисточника, правда, негодовал, что сказано там недостаточно, ведь у него была книжка о мистических способностях мальчика — сына главного героя (это и есть «сияние»), а в фильме этого почти не осталось. Сюжет известен: писатель Джек с семейством приезжает в горную гостиницу сторожить ее на зиму, не знает там веселья и встречает привидений, что заканчивается прискорбным образом.
«Заводной апельсин», 1971
Воскресенье, 27 апреля, 17:00
Самая скандальная работа Кубрика, которая получила порнографический возрастной рейтинг X и была изъята из британского проката лично режиссером, после того как несколько молодежных банд в Англии вдохновились поведением протагониста фильма. Этот персонаж — юный интеллектуал Алекс, поклонник Пятой симфонии Бетховена и лидер жестокой уличной банды где-то в недалеком будущем. Экранизируя антиутопию Энтони Берджесса, Кубрик создал гротескную тоталитарную Англию, где молодежь разговаривает на странном сленге с обилием русских слов и носит котелки, а ультранасилие и полицейский фашизм — норма жизни. Самые известные — они же самые дикие — сцены: Алекс насилует женщину, распевая песню из мюзикла «Поющие под дождем»; Алекса с распорками в глазах принуждают смотреть хронику Третьего рейха, озвученную «Людвигом ваном».
«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», 1964
Воскресенье, 27 апреля, 19:30
Вскоре после Карибского кризиса, когда США и Советский Союз едва не начали атомную войну, Кубрик решил сделать фильм об угрозе Третьей мировой и приобрел права на экранизацию романа «Красная тревога». В результате режиссер вместе со сценаристом Терри Саузерном превратил серьезный роман в абсурдную черную комедию, где сатирически изображены как американцы, так и русские, а великий английский комик Питер Селлерс играет сразу три роли. По сюжету генерал Пентагона, помешавшийся на почве коммунистической угрозы, распоряжается начать атомную бомбардировку СССР. Пока американские самолеты с бомбами движутся к вражеской территории, в Вашингтоне срочно пытаются придумать, как предотвратить уничтожение мира; впрочем, некоторых из присутствующих на совещании ядерный апокалипсис вполне устраивает. Серьезный фильм на тот же сюжет — «Система безопасности» Сидни Люмета — вышел всего через полгода, но был гораздо менее успешен.
Для лиц старше 16 лет
С 24 по 27 апреля
Кинотеатр «Аврора», книжный магазин «Порядок слов»
Один показ — 300 рублей, абонемент на все показы — 1250 рублей. Показ в «Порядке слов» бесплатный