16 февраля 2024

Какие фильмы посмотреть, чтобы понять современную Грузию? 10 главных картин Сакартвело XXI века — выбор критиков

Мы все наслышаны о картинах Данелия, Шенгелая, Абуладзе, Иоселиани и других культовых грузинских режиссеров. Но какие фильмы посмотреть, чтобы понять Грузию сегодня? Специально для Paper Kartuli ведущие кинокритики Грузии — Тео Хатиашвили, Манана Лекборашвили, Лела Очиаури и Леван Абдушелишвили — выбрали 10 ключевых художественных фильмов. Публикуем список.

Что нужно знать про этих критиков? ↓

Тео Хатиашвили — искусствовед, киновед, кинокритик. В разные годы преподавала в вузах историю кино. С 1990 года работает в различных печатных СМИ. В 2004-2006 годах была членом сценарной комиссии Национального киноцентра Грузии. Член Союза кинематографистов Грузии. Области научных интересов: тенденции современного кино, гендерные аспекты в кино, исследование исторических и современных процессов грузинского кино в политико-культурном контексте.

Манана Лекборашвили — киновед, кинокритик, доктор искусствоведения, доцент, выпускница Московского государственного института кинематографии (факультет сценария и кинематографии, по специальности оператор кино). В 1986-1990 годах работала на киностудии «Грузинский фильм» помощником режиссера. Автор около 60 научных статей и около 70 газетных и журнальных публикаций. Читает лекции по истории мирового кино, теории и критике кино, теории жанра и жанровому анализу.

Лела Очиаури — киновед, доктор искусствоведения, профессор. В 1982-2006 годах работала преподавателем истории, критики и теории кино в Государственном театральном институте имени Шоты Руставели. В 2005 году защитил диссертацию на тему: «Поэтические тенденции в грузинском кино 60-70-х годов». С 2006 года — профессор университета Руставели, заведующая кафедрой кинокритики и теории. Читает лекции по кинокритике и теории, киножурналистике, истории грузинского кино.

Леван Абдушелишвили — киновед, блогер, бывший сотрудник Национального центра кинематографии Грузии, автор множества рецензий и статей о грузинском и мировом кино.

«Прогулка в Карабах» (2005)

Это экранизация одноименного романа писателя Аки Морчиладзе. Фильм Левана Тутберидзе рассказывает о гражданской войне в Грузии (1991-1993 гг.), а также о вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе.

Сюжет основан на реальных событиях: главные герои — друзья Гио и Гоглико — вынуждены ехать в Азербайджан за товаром для наркоторговца. По дороге они попадают в эпицентр армяно-азербайджанского конфликта, где их ждут плен и другие испытания. Картина поднимает вопросы совести, национальной идентичности и конфликтов Закавказья.

«Прогулка в Карабах» получила главный приз XIV открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе.

«Другой берег» (2009)

По сюжету фильма Георгия Овашвили из-за войны в Абхазии 12-летнему Тедо и его матери Кето приходится расстаться с отцом, покинуть дом и поселиться в лачуге на окраине Тбилиси. Мальчик работает в автомастерской, всю зарплату отдает семье и переживает из-за того, что мать завела любовника. В итоге он решает сбежать к отцу в Абхазию, сталкивается с препятствиями и недоброжелательностью людей. Но всё равно яростно желает вернуть надежду на лучшее и веру в себя.

Картина, показывающая последствия войны, удостоена наград за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и лучший интернациональный фильм на кинофестивале «Золотой апельсин» в Анталии. Также фильм получил специальный приз жюри за отстаивание гуманитарных ценностей на фестивале стран СНГ и Балтии «Киношок».

«Слепые свидания» (2013)

В своем фильме режиссер Леван Когуашвили рисует портрет современной Грузии. В центре сюжета — добродушный 40-летний школьный учитель Сандро из Тбилиси, который до сих пор живет с родителями. После череды неудачных свиданий Сандро влюбляется в замужнюю Манану, супруг которой выходит из тюрьмы по УДО. Сандро приходится выбирать между любовью и честью.

Картина получила три награды на Международном кинофестивале в Софии — Гран-при, «Лучший режиссер» и приз ФИПРЕССИ. Режиссуру отметили и на фестивалях в Вильнюсе и Висбадене. Фильм также взял специальный приз жюри на Кинофестивале в Абу-Даби.

«Длинные светлые дни» (2013)

Фильм Наны Эквтимишвили и немецкого режиссера Саймона Гросса рассказывает о Грузии 1992 года. Подруги — подростки Эка и Натия — взрослеют в момент обретения страной независимости. В жизни девочек взрослые проблемы — очереди за хлебом, безденежье — возникают одновременно с первой любовью. В фильме, полном дефицита света, не обошлось и без грузинских традиций — похищения невесты, грузинского бунтарства и, конечно, танцев.

Картина — лауреат Гран-при IV фестиваля молодого европейского кино в Вологде.

«Я — Бесо» (2014)

В центре драмы Лаши Цквитинидзе — история о мальчике-подростке Бесо из грузинской провинции, который мечтает стать рэпером. Его окружение — это безработный отец-абьюзер, сходящая с ума мать и безнадежные односельчане.

Режиссер снял своего рода социальное кино, в котором поднимаются две важные темы — судьба героя и пагубное влияние на нее нездоровой обстановки. «Я — Бесо» — один из первых грузинских фильмов, где появляется гомосексуал, это брат Бесо.

Премьера дебютного полнометражного фильма Лаши Цквитинидзе состоялась на Международном кинофестивале в Сараево.

«Лимит кредита» (2014)

Главная героиня — Нино, женщина средних лет из Грузии, которая живет с пожилой матерью, мужем и ребенком. Она изо всех сил пытается свести концы с концами, но чтобы улучшить жилищные условия, ей приходится взять кредит под высокую процентную ставку. В итоге у нее набирается гора долгов, которая продолжает расти и сводить ее с ума.

Режиссер Нуца Алекси-Месхишвили затрагивает злободневную тему — роль женщины в современной Грузии. Нино — собирательный образ грузинских женщин, которые взвалили на себя всю ответственность за сохранение семьи и ее достатка. Они не ждут помощи от мужа, родителей, государства или еще кого-либо — и справляются с проблемами, как умеют.

Лента получила приз за лучшую режиссерскую работу на XV Тбилисском международном кинофестивале.

«Отрицательные числа» (2019)

Это реальная история из 2000-х — про колонию для несовершеннолетних в Тбилиси. Режиссера Уту Бекая заинтересовал проект Союза регби Грузии и фонда ЮНИСЕФ, благодаря которому в 2011-м в грузинской колонии несовершеннолетние начали заниматься регби.

По сюжету, в тюрьме два бывших профессиональных игрока в регби решают помочь отбывающей наказание молодежи вновь обрести цель в жизни. Однако здесь царит криминальная иерархия и насилие, поэтому главному герою, подростку Нике, придется обрести внутреннюю свободу в среде, где доброта и сострадание считаются слабостью.

Для съемок режиссер изучал исследования тюремных психологов, общался с осужденными и двумя профессиональными регбистами, которые тренировали их. Основной локацией стала бывшая Авчальская тюрьма № 10 в пригороде Тбилиси. Фильм получил два главных приза на итальянском фестивале Nòt Film Fest — «За лучший фильм» и «За лучшую режиссуру».

«Свинья» (2020)

Этот фильм называют «одним из самых аутентичных и реальных грузинских фильмов последнего времени». Драма Гиги Ликликадзе рассказывает историю 20-летнего Бачана, которого похищают двое мужчин. В качестве выкупа преступники требуют 300 лари, но у семьи Бачаны нет даже таких денег — и взамен они предлагает похитителям свинью.

Фильм основан на криминальной истории, услышанной режиссером в новостном выпуске на телевидении. Чтобы передать ужас происходящего, Ликликадзе использовал нервные движения камеры, аскетичные пейзажи и ненормативную лексику.

«Что мы видим, когда смотрим на небо?» (2021)

Фильм Александра Коберидзе знакомит нас со странными событиями, которые разворачивается в магическом Кутаиси. Главные герои — аптекарша Лиза и футболист Георгий — случайно сталкиваются и влюбляются. Договорившись о свидании, они засыпают, но просыпаются в новых телах, забыв обо всем.

Помимо сказочной фабулы, «иллюзионист» Коберидзе экспериментирует с визуальными метафорами и даже эффектом немого кино, а также создает магию идеальной Грузии, пишет BBC. Картина — обладатель награды ФИПРЕССИ на Берлинале-2021.

«Дрозд дрозд ежевика» (2023)

Фильм Элене Навериани снят по роману 2021 года писательницы-феминистки Тамты Мелашвили, лауреатки литературной премии SABA и немецкой Deutscher Jugendliteraturpreis. Тамта пишет о проблемах женщин Грузии — гендерном неравенстве, социальных травмах, консервативных традициях и их влиянии на женщин.

По сюжету драмы 48-летняя Этери — «старая дева» из грузинской глубинки и владелица магазина — ведет тихую и рутинную жизнь. Но после чудесного спасения от смерти она решает жить так, как ей хочется, и с головой пускается в безумное любовное приключение.

Премьера состоялась на Каннском кинофестивале 2023 года — в программе «Двухнедельника режиссеров», где была очень тепло встречена критиками и публикой.

Видите, есть и хорошие новости 💚

Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу

поддержать

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.