6 апреля 2021

Как в Петербурге пройдут Евро-2020 и «Алые паруса» и что город делает, чтобы восстановить театры и музеи? Отвечает вице-губернатор по культуре и спорту Борис Пиотровский

В январе 2021 года Борис Пиотровский стал вице-губернатором Петербурга по вопросам культуры и спорта. Теперь он занимается Евро-2020, «Алыми парусами» и другими крупными городскими мероприятиями.

«Бумага» узнала у Пиотровского, как власти пытаются восстановить театры и музеи после коронавирусных ограничений, что станет приоритетом для города в ближайшем будущем и какие проекты сейчас разрабатывает комитет по культуре.

Борис Пиотровский

— В сентябре 2020 года вы стали первым заместителем главы комитета по культуре, а уже через несколько месяцев — вице-губернатором. Как вы считаете, почему это произошло? Предполагалось ли это назначение заранее?

— Я не знаю, предполагалась ли такая перестановка заранее, но думаю, что нет. Александр Дмитриевич Беглов предложил мне стать вице-губернатором, и я, конечно, принял его предложение. Как он это планировал, мне сказать тяжело.

— Что вы успели сделать за время работы первым заместителем главы комитета по культуре?

— Я стал первым заместителем главы комитета по культуре в тяжелое время: с одной стороны, из-за пандемии была сложная ситуация во всей сфере культуры, с другой — в начале сентября часть учреждений уже возвращалась к работе и предстоял серьезный объем работ.

Основная часть моей работы заключалась в восстановлении театров, музеев и других учреждений после ковидных ограничений, так как я возглавил экспертный совет негосударственных учреждений культуры.

И еще один проект, которым мне удалось заняться, — обновление совета по культуре и искусству при губернаторе Петербурга. Мы практически заново создали большой орган для консультации правительства и губернатора в сфере культуры. В начале апреля я встречался с Покрасом Лампасом, и мы договорились, что он войдет туда. Мне также пришло подтверждение от Юлии Стрижак, директора «Мюзик Холла», которая месте с Фабио Мастранджело присоединится к проекту.

Сейчас стоит вопрос о том, когда экспертный совет сможет собраться очно, чтобы утвердить концепцию развития сферы культуры. Это системный документ, который определит состояние отрасли и ее перспективы до 2030 года.

— Какой сейчас план работы с учреждениями культуры и спорта для восстановления после ограничений из-за коронавируса?

— Сейчас наша задача — вернуть культурные учреждения к полному объему работ, потому что они к этому готовы.

Театры уже могут заполнять залы на 75 %, что дает им возможность зарабатывать, вести деятельность пусть не в таком объеме, как до пандемии, но близком к этому. Музеи могут проводить экскурсии по 20 человек. Мы надеемся, что эти тенденции сохранятся, и в России будет уменьшение числа заболевших.

Денежная помощь учреждениям культуры оказывается несколькими способами. Если говорить о госсекторе, то это субсидии в рамках госзадания. Во время пандемии мы не сократили объем госзадания, а, наоборот, изменили критерии отбора — это позволило сохранить финансирование. Например, театры могли не проводить некоторые показы, если считали, что это не нужно, при этом финансирование государства оставалось прежним.

Для негосударственных театров мы создали экспертный совет, я упоминал его ранее. Мы собираем всю информацию, обсуждаем, чем и кому можем помочь, и анализируем всё вместе с экономическим блоком.

И еще стоит сказать о субсидиях, которые мы ежегодно распределяем между социально ориентированными некоммерческими организациями. За такой поддержкой могут обратиться как НКО, так и негосударственные театры. Это не помощь, связанная с пандемией, это спонсирование тех или иных культурных мероприятий, а также новых постановок. Сегодня это единственный инструмент финансовой поддержки негосударственного сектора. И несмотря на все трудности в прошлом году, мы выдали почти 200 субсидий на более чем 800 миллионов рублей. В этом году мы разделили субсидии: отдельно на фестивали и конкурсы — порядка 830 миллионов, и на негосударственные театры — около 70 миллионов. И на кино еще 100 миллионов.

— Что станет приоритетом города в 2021 году — и в культуре, и в спорте?

— Сейчас мы активно занимаемся организацией Евро-2020, у нас большое количество совещаний по этому поводу, мы обсуждаем меры безопасности, фанзоны. Эта работа очень объемная, требующая предельного внимания, но и вместе с тем интересная.

Кроме того, я по распоряжению губернатора от правительства курирую праздник выпускников «Алые паруса», который пройдет 25 июня в очном формате, если не будет каких-то коренных эпидемиологических изменений. Сейчас мы обсуждаем с Роспотребнадзором и другими надзорными ведомствами возможные сценарии. Мы, к сожалению, не сможем принять людей из других регионов, а также вынуждены будем ограничить количество людей, допущенных на Дворцовую площадь и на набережные. Пока решаем, как именно это будет реализовано.

У нас есть и много-много других мероприятий: День города, парад Победы, Культурный форум.

— Расскажите подробнее про Евро-2020. Чемпионат уже летом, но его никак не продвигают. В 2018-м информация о ЧМ была везде, сейчас же нет ни рекламных баннеров, ни наклеек на автобусах. С чем это связано?

— Сейчас мы находимся в другой ситуации, потому что мы перенесли чемпионат Европы с 2020 года на 2021-й. Большинство билетов продано, так что мероприятие не нуждается в такой масштабной рекламе, как это было накануне чемпионата мира.

Но за две недели до начала событий в городе начнется активная рекламная кампания. Будут плакаты на автобусах, информационная навигация.

— Каким вообще будет Евро-2020 в Петербурге? Какие сценарии прорабатываются?

— В рамках оргкомитета мы уже подтвердили 50 % загрузку стадионов и фанзон.

Мы планирует три фанзоны со всеми видами околофутбольных активностей, которые будут отличаться в зависимости от места проведения. Половину Дворцовой площади займет зона публичного просмотра матчей, где также за три часа до начала матчей будут проходить культурные мероприятия. Никакого алкоголя там продавать не будут. Остальная часть Дворцовой останется свободной для беспрепятственного доступа в Эрмитаж. Естественно, мы прорабатываем все пути, чтобы людям было понятно, как и куда проходить.

Традиционная фанзона будет на Конюшенной площади, а третья — в «Юбилейном» или около него. Сейчас мы прорабатываем вопрос ее формата. Мы решили разграничить активности для безопасности горожан. Сейчас мы готовим окончательную версию документа по Евро-2020, которую понесем на подпись Александру Дмитриевичу Беглову.

После новости о вашем назначении многие в соцсетях объясняли вашу административную карьеру положением вашей семьи в городе. Можете прокомментировать такие высказывания?

— Комментировать такие высказывания сложно, они вполне ожидаемые. Всё, что в моей жизни происходит, так или иначе связано с моей семьей. Моя семья меня воспитала, дала образование, в этом смысле, конечно же, всё связано с семьей.

Я надеюсь, что в результате моей деятельности посты в соцсетях и комментарии будут более позитивными. В любом случае — я стараюсь взвешенно к ним относиться.

— Продолжаете ли вы сейчас работу с Эрмитажем?

— Нет, я полностью занят на той работе, которой я занимаюсь сейчас. Все полномочия, которые у меня были раньше, я передал.

— Вы занимались издательской и продюсерской деятельностью в сфере культуры. Что из вашего опыта вы намерены привнести в работу вице-губернатора и каким образом?

— Работа с Эрмитажем, работа в издательстве, работа с кинопроизводством, конечно же, оказалась полезной при курировании вопросов культуры.

Например, сейчас мы заканчиваем формирование кинокомиссии при комитете по культуре, которая будет помогать в организации съемок, а также станет местом для обращения за субсидиями на производство кино. В этом году субсидии на такие фильмы составят 100 миллионов рублей. Надеемся, что впоследствии комиссия сможет поддерживать и коммерческое кино.

— На что, как вам кажется, наиболее важно направить ресурсы в городе — на сохранение или развитие? Планируется ли, когда это позволит эпидемиологическая ситуация, развивать международное сотрудничество или внимание будет направлено на то, что в городе уже есть?

— Наше международное сотрудничество никуда не делось. Конечно, из-за пандемии оно изменило форму, но всё же сохранилось. Сейчас в России проходит Год Германии, у нас есть проекты с немецким институтом. А еще есть Международный культурный форум — площадка для общения учреждений культуры со всего мира.

И эти события никак не отменяют другие наши планы, мы всё так же будем развивать существующие в городе культурные проекты.


«Бумага» брала интервью у Пиотровского до скандала с «Артдокфестом» — фестиваль сорвали сотрудники Роспотребнадзора и полиции, которые, предположительно, пришли из-за жалобы «гееборца» Тимура Булатова. Президент «Артдокфеста» Виталий Манский говорил, что Борис Пиотровский мог бы вмешаться в ситуацию. По словам Пиотровского, мероприятие заранее согласовали «в соответствие с порядком и чек-листом безопасности», но во время показа «Роспотребнадзор выявил нарушения санитарных норм».

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?

Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Фото на обложке: страница Бориса Пиотровского во «ВКонтакте»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Академическая живопись, издание Базелица в «Полутора комнатах» и другие новые выставки Петербурга
Где смотреть искусство за пределами центра? Гид «Бумаги» по современным площадкам в промышленных и спальных районах
Скульптуры в окнах и другие новые выставки Петербурга
Стараться больше, чтобы получить меньше. Как Anna Nova Gallery удается продвигать российских художников не только внутри страны, но и за границей
Петров-Водкин в KGallery, Рерих в Эрмитаже и другие новые выставки Петербурга
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.