В Петербурге за последние пять лет удвоилось число галерей, а количество независимых пространств, организованных кураторами и художниками, выросло в пять раз. Но креативным проектам всё сложнее привлекать аудиторию: люди предпочитают тратить свое время на спорт и образование.
К таким выводам пришли авторы доклада о новой культурной географии Петербурга — его подготовила команда Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Петербурга при участии «Центра стратегических разработок „Северо-Запад“». «Бумага» публикует основные тезисы.
За 15 лет в Петербурге появилось больше 20 креативных пространств. В последние годы их открывают реже
Креативные пространства начали стремительно развиваться в Петербурге с середины 2000-х годов, говорится в докладе. Еще в 2007 году таких объектов было только два: арт-центр «Пушкинская-10» и проект «Этажи». Уже в 2015 году подобных пространств стало 15, а в 2020-м — 24.
Хотя пространств становится всё больше, в середине 2010-х темпы роста их числа замедлились. Как полагают авторы доклада, дело в массовом переходе людей в онлайн. А еще — в размывании границ «новой культуры»: креативным пространствам всё тяжелее конкурировать за внимание и средства аудитории со спортом, путешествиями, развлечениями и образованием.
Но число резидентов креативных пространств за последние четыре года увеличилось в два раза
По данным «2ГИС», в 2017 году на территории 20 городских креативных пространств было около 304 объектов, в 2021 году их стало уже 676.
За эти годы на территории пространств стало в пять раз больше научных и учебных заведений. Если в 2017 году их было семь, то теперь уже 40. Наибольший рост произошел в технопарке «Ленполиграфмаш». В три раза выросло количество магазинов мебели, товаров для дома и изделий ручной работы — преимущественно благодаря открытию крупного дизайнерского пространства Design District DAA.
На креативных площадках также появилось в два раза больше точек общественного питания и магазинов обуви, одежды и аксессуаров.
Проектов в области современного искусства тоже стало больше. В особенности галерей
В течение последних 20 лет в Петербурге наблюдается рост числа площадок и проектов в области современного искусства. В 1991 году их насчитывалось только два, в 2001-м — девять, в 2020-м — уже 52. Только с 2016 года их число выросло почти на 40 %.
В течение последних пяти лет наиболее активно росло число галерей и независимых пространств, организованных кураторами и художниками. Количество галерей выросло с восьми до 18, а число независимых пространств художников — с одного до пяти.
Развитию креативных пространств может способствовать перераспределение туристических потоков, ведь перегруженность центра приводит к конфликтам
Чтобы креативные пространства развивались, авторы доклада, в частности, рекомендуют увеличить число высокооплачиваемых рабочих мест в этой сфере и больше погружать туристов в современную культуру Петербурга. Сейчас туристы посещают в основном памятники, музеи и архитектурные ансамбли. Из-за этого до пандемии подобные места были перегружены.
Около 70 % гостиниц, отелей и ресторанов Петербурга находятся в Центральном и Адмиралтейском районах. «Если в течение нескольких лет не будут созданы привлекательные для туристов зоны вне „золотого треугольника“» в историческом центре, город обрастет множеством конфликтов, подобным тем, что происходят уже сейчас на улице Рубинштейна, Большой Конюшенной и Садовой улицах. Есть риск того, что конфликт между комфортом горожан и досугом туристов будет усугубляться», — уверены авторы доклада.