Как в дореволюционном Петербурге боролись с морщинами с помощью масок для лица, зачем внутривенно вводили духи и почему рисовали на лице вены химическим карандашом?
«Бумага» поговорила с историком моды и искусствоведом Ольгой Хорошиловой о том, как петербуржцы ухаживали за собой в начале XX века.
Как соблюдали гигиену и зачем покупали складные ванны
— В дореволюционном Петербурге с гигиеной дела обстояли неплохо. В некоторых квартирах был водопровод, правда, качество горячей и холодной воды оставляло желать лучшего — очистительные системы, как сейчас, не устанавливали.
В богатых апартаментах строили отдельные ванные комнаты, уютно и со вкусом обставленные. Была также одна модная новинка для истинных щеголей — раскладная каучуковая ванна, которую производили в Британии. Ее на английский манер называли «tub». Петербургские англоманы их с удовольствием покупали — не для дома, а для поездок. Не все отели могли похвастаться отдельными ванными комнатами, и постояльцы мылись в резиновой «раскладушке». Такая была, к примеру, у Набокова и Маяковского.
В Петербурге ванны и комплектующие продавал Федор Федорович Блюм. Его знаменитая на всю столицу контора находилась в Столярном переулке. Коммерсант предлагал ванные комнаты «под ключ» и проводил водопровод.
Петербуржцы любили ходить в бани. Бани были не только местом, где люди мылись. Там встречались, чтобы обсудить дела, решить коммерческие вопросы или просто посидеть с друзьями.
Какое мыло петербуржцы использовали для роста волос и прически каких знаменитостей повторяли
— Все средства, которыми мы пользуемся сейчас, были хорошо известны сто лет назад. Русские и заграничные производители продавали разные продукты для ухода за волосами — английское мыло «Фреко» против перхоти или мыло «Креско», которое якобы усиливало рост волос, при том только на голове. Такое средство производило петербургское товарищество «Гигиена».
В русских и заграничных журналах публиковали новости о прическах, рисунки и фотографии. Так что современным реконструкторам несложно их повторить.
В начале 1900-х в моду вошли пышные женские укладки a la Nippon, то есть «в японском вкусе». Их придумали на основе укладок гейш. В то время вырос интерес к Дальнему Востоку и Японии отчасти под влиянием Китайского похода и Русско-японской войны. В Петербурге многие дамы стали носить такие укладки в японском вкусе, однако не у всех были густые и длинные волосы. На помощь приходили торговцы — они предлагали парики и шиньоны.
В 1916 году в моду вошли женские укладки, имитирующие короткую стрижку. Журналы публиковали подробную пошаговую инструкцию с рисунками, как можно сделать подобную прическу. На внешность петербуржцев влияли не только модные журналы, но и иконы стиля — актеры театра и кино. Молодые люди ходили в кино, смотрели новый фильм с Верой Холодной или Иваном Мозжухиным и тут же бежали к парикмахеру. Некоторые шли не с пустыми руками, а с фотокарточками кумиров — так парикмахеры лучше понимали, что от них требуют.
Мужчины в дореволюционном Петербурге предпочитали стричься коротко и аккуратно. Одной из самых модных была стрижка с английским пробором — волосы покрывали гелем и разделяли на прямой пробор. Так ходили студенты, декаденты, молодые артисты. Чиновники и офицеры среднего возраста носили стрижку «бобрик» с вертикально щетиной волос надо лбом.
Когда не было денег или не позволяли обстоятельства, петербуржцы делали стрижки и укладки сами. Мой дед в 1910-х учился в кадетском корпусе и иногда ходил с друзьями в театр. Но их корпусной парикмахер не имел права делать мальчишкам «особые» укладки, поэтому они делали их сами — доставали гели или обычный вазелин, втирали в короткие волосы и пытались их уложить с английским пробором. После театра все смывали и сбивали, потому что за такой неуставной «пробор» можно было получить хороший разнос и даже остаться без отпуска.
Как выводили угри и боролись с морщинами
— За кожей ухаживали с помощью мыла для разных типов кожи. Угри рекомендовали выводить с помощью серного мыла, пользовалось популярностью увлажняющее мыло на основе вазелина. Были также особые мази и кремы — обычно с экзотическими названиями — «Алития», «Аспазия», «Фрина». Их следовало втирать в кожу и смывать через некоторое время.
В 1910-е годы вошли в моду маски и бандажи для лица. Например, петербурженки использовали маски доктора Деланж на основе плотной марли и каучука. Их надевали, предварительно намазав лицо кремом, терпеливо выжидали положенное время и потом упорно убеждали себя, что пара морщин, действительно, исчезла.
В тот период еще не было салонов красоты, подобных современным. Однако при некоторых компаниях, производивших косметику и парфюмерию, существовали так называемые «лаборатории». В них можно было получить консультацию специалиста о том, как ухаживать за кожей и волосами, какой парфюм и мыло выбрать. Там же предлагали попробовать новые типы масок для лица.
Почему использовали светлую пудру и внутривенно вводили духи
— Косметикой в дореволюционном Петербурге пользовались много. Дама Прекрасной эпохи должна была быть белокожей, бледнолицей, готовой вот-вот упасть в обморок. Для создания такого эффекта существовали специальные кремы, грим и пудра. Одна из самых популярных — «Пат Ниппон» или «Япония». Ею красились добела в стиле японских гейш. А чтобы кожа казалась еще белее и тоньше, женщины шли на хитрость — поверх грима рисовали химическим карандашом синие вены, даже в тех местах, где их от природы нет.
Была и другая хитрость. В моде тогда были цветочные запахи: ландыша, сирени, жасмина, лилий. Но парфюмы выветривались, а дамам хотелось пахнуть двадцать четыре часа в сутки. Ловкие торговцы предложили необычные духи, которые следовало применять внутривенно. Из чего они состояли, сказать сложно, но многим дамам от таких инъекций становилось плохо. Тогда врачи стали обращаться к модницам со страниц журналов: «Милые дамы, не верьте шарлатанам! Не впрыскивайте в вены опасные растворы».
Парфюмы и одеколоны покупали в торговых домах и лавках — повсюду в Петербурге. Например, в Гостином дворе, Пассаже, Гвардейском экономическом обществе. Были магазины, торговавшие исключительно парфюмерией –—Товарищество «Брокари Ко» и «Ралле и Ко» на Невском проспекте и «Санкт-Петербургская химическая лаборатория» на Вознесенском проспекте.
Каким парфюмом пользовались в России XIX века и чем душились Николай II и императорская семья?
paperpaper.ru
Рассказывает парфюмерный искусствовед