С чего начать знакомство с классической музыкой, как подготовиться к походу на академический концерт и чьи выступления в Петербурге не стоит пропускать? «Бумага» поговорила с музыковедом Георгием Ковалевским.
В январе в Филармонии стартует курс лекций Георгия Ковалевского «Музыка как язык эмоций». Другой курс лектория Филармонии «Музыка +» уже начался и продлится до января 2019 года, он проходит при информационной поддержке «Бумаги».
Чтобы каждую неделю получать письма о культурных событиях, которые точно стоит посетить, подписывайтесь на рассылку здесь.
Обязательно ли знать что-то о классической музыке, чтобы сходить на концерт и получить удовольствие от прослушивания?
Всё зависит от концерта: есть программы, которые будут понятны и не очень подготовленным слушателям, а есть требующие определенного опыта. Например, человеку неискушенному в теоретических системах отдельные музыкальные произведения могут показаться хаосом, хотя там, на самом деле, есть строгая система. Если говорить о музыке, представленной в филармониях, то в основном это понятная и любимая многими классика. Творения Баха, Гайдна, Бетховена, Шопена, Глинки и Чайковского в целом хорошо воспринимаются на слух современным человеком при должном уровне исполнения.
Правда ли, что классика — это музыка для интеллектуалов?
Для осознания классики требуются определенные интеллектуальные усилия, хотя известны эксперименты, когда первобытным амазонским племенам воспроизводили музыку Бетховена, и те слушали достаточно внимательно и с интересом. Если посмотреть на исторический контекст создания тех или иных вещей, то он может быть очень разным. Например, церковные кантаты Иоганна Себастьяна Баха изначально создавались для прихожан, среди которых были как люди высокого сословия, так и простые ремесленники. Современник Баха, Георг Фридрих Гендель, работал на службе у английского короля, но номера из его опер и оратория были любимы простыми обывателями. Как и мелодии [Джоаккино] Россини и [Джузеппе] Верди, распеваемые на площадях итальянских городов.
В XIX веке среди западных композиторов-романтиков стал складываться определенный «культ» классической музыки, отголоски которого мы видим и сегодня. Но в большинстве случаев то, что мы сегодня называем «классической музыкой», создавалось в расчете на самые широкие слои общества. Нынешнее положение классики как музыки для интеллектуалов обусловлено больше не тем, что ее трудно понять, а требованием совершить определенные усилия и уделить этому время.
C каких композиторов и произведений начинать слушать классику?
Начать лучше с произведений композиторов XVIII–XIX веков. Музыка, написанная до XVII века или позже середины XX века может быть не понятна неподготовленному слушателю, поскольку в ней нет привычных для нашего слуха опор. Начиная с XVII века мы уже можем, слушая музыку, переживать понятные и привычные нам эмоции, и поэтому ей будет проще «достучаться» до сердца современного человека.
Если говорить о конкретных произведениях, то можно начать с прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» Баха. Эти произведения выражают настолько разные эмоциональные состояния, что каждый сможет выбрать интересные для себя вещи и зацепиться за них. Также новичкам можно порекомендовать некоторые фортепианные сонаты Бетховена (например соната № 14, более известная как «Лунная», соната № 17, соната №23), вальсы и ноктюрны Шопена, симфонии Гайдна, инструментальные концерты Вивальди.
Можно ли слушать классическую музыку дома, а не на концерте?
Если вы попадете на хороший концерт, живое исполнение воздействует лучше любой записи. Зато слушая классику дома можно установить приемлемый для себя режим. Можно провести аналогию с тренировками — неподготовленный человек не может прийти в зал и сразу взяться за тяжелую штангу. То же самое с музыкой — не стоит сразу устраивать себе марафоны по прослушиванию произведений. Лучше выбрать комфортный лично для вас режим — например, это может быть полчаса или даже десять минут в день. Если какое-то произведение не понравилось, не нужно заставлять себя дослушивать его через силу. Совсем не обязательно любить какого-то конкретного композитора.
Также очень важно учитывать исполнителя, чью запись вы слушаете. Музыка — это не живопись, где мы имеем дело непосредственно с творением гения. В музыке чрезвычайно важна роль интерпретатора. И часто плохое исполнение может смазать впечатление от произведения — поэтому всегда лучше слушать несколько вариантов.
Нужно ли готовиться перед походом на концерт?
Необязательно, но желательно. Можно послушать записи произведения, которое вам предстоит услышать на концерте, прочитать справку о композиторе, которого вы будете слушать: в какую эпоху и в каких условиях он жил, как создавалось какое-то конкретное произведение. Это даст вам какую-то точку отсчета для прослушивания.
При этом читать о том, что хотел выразить композитор в конкретном произведении, бывает опасно: например, романтики часто любили давать субъективные программы, а в советские времена был идеологический крен, когда композиторов записывали в «революционеры-демократы» или сочувствующие им. Это примитивный уровень: музыка всегда больше, чем такое одно конкретное объяснение, и каждое классическое произведение имеет очень много слоев понимания. Поэтому их и можно слушать много раз, постоянно открывая что-то новое.
Как лучше всего слушать музыку и о чем думать в это время?
Классическая музыка — очень широкое явление. Какие-то произведения подходят для прослушивания фоном, другие нужно слушать более вдумчиво. Например, концерты Вивальди или отдельные симфонии Гайдна вы можете слушать во время завтрака или ужина, а для Баха желательно выделить отдельное время.
Важно подходить к прослушиванию осознанно. Для концентрации внимания можно задавать себе вопросы: «Что мне нравится в этой музыке? Что цепляет? Что раздражает? Какие картины появляются перед глазами во время прослушивания? Какие ассоциации появляются?»
Еще одна хорошая методика, подходящая для домашнего прослушивания, — вы включаете произведения, берете акварель и листочек, и параллельно рисуете всё, что приходит в голову. Это могут быть абстрактные пятна или конкретные линии, важно отпустить свое сознание и стараться привести себя в такт со звучащим.
Как выбрать концерт в Петербурге и чьи выступления не стоит пропускать?
Площадок, где проводят концерты классики, в Петербурге очень много даже без учета традиционных — Филармонии, Мариинского театра и Академической капеллы. Нужно просто открыть афишу, а выбор концерта зависит от того, что нравится вам лично. Но существуют, конечно, среди исполнителей и свои корифеи. Среди тех, кто регулярно появляется в петербургской афише, — дирижеры Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Владислав Чернушенко, пианисты Григорий Соколов, Николай Луганский, Борис Березовский, скрипачи Максим Венгеров и Вадим Репин.
Если первый поход на академический концерт не понравился, можно начать с чего-то более простого, например программы из музыки к любимым кинофильмам или симфонических обработок эстрадных хитов. По крайней мере, это поможет привыкнуть к звучанию оркестра и его тембрам.
В Петербурге регулярно проходят сборные концерты, составленные из произведений разных композиторов. Бывают и концерты условно «популярной классики», и выступления, рассчитанные на детей. Но классическая музыка не должна только развлекать человека, в ней должен быть стержень для дальнейшего эмоционального и интеллектуального развития слушателя.
Как не заскучать на концерте?
Попытайтесь воспринимать концерт, на который вы собираетесь пойти, как личную встречу с композиторами, заявленными в программе, и настройтесь на то, что они вам скажут с помощью своих произведений. Во время концерта можно сконцентрироваться на своих ассоциациях и эмоциях, можно сосредоточиться на звучании конкретных инструментов.
Если звучит вокальная музыка, в которой есть текст, то будет хорошо иметь его перед глазами. Можно вести заметки во время концерта, где вы будете описывать то, что переживаете в данные момент, можно представить какой-нибудь спектакль или фильм, который подошел бы под эту музыку. Самое простое — придумать какой-то сюжет, представить главных героев, что они делают, как выглядят и даже как двигаются по сцене. То есть попытаться перевести музыку в что-то конкретное, а не абстрактное.
Как искать музыку, которая может вам понравится?
Если чувствуете, что вам нравится музыка, например, Баха, хорошо послушать как можно больше его произведений. Попытаться понять, какая его музыка вас цепляет, а какая кажется далекой.
Полезно зайти на интернет-ресурсы и форумы, посвященные классической музыке, например intoclassics.net, попросить подсказать что-то похожее. Или можно поступить проще — послушать современников композитора, который вам нравится. Например, после Иоганна Себастьяна Баха можно послушать Генделя или его сына — Карла Эммануэля Баха. Кроме того, в сети есть хорошие образовательные ресурсы, например проект Arzamas, на котором можно найти специальный курс, посвященный академической музыке.
Какие книги почитать, чтобы лучше понимать классику?
Есть много хороших книг, которые написаны музыковедами, но доступны для понимания. Например, книги Ларисы Кириллиной о Бетховене, Генделе и Глюке из серии «Жизнь замечательных людей». Есть зарубежные серьезные труды, например монография Альберта Швейцера «И. С. Бах», Альфреда Эйнштейна «Моцарт. Личность. Творчество». Если интересуют широкие музыкальные темы, то подойдут книги американского дирижера и композитора Леонарда Бернстайна «Музыка всем» и «Концерты для молодежи».
Когда стоит переходить на музыку XX века и кого стоит послушать?
Для начала можно сходить на концерт, в программе которого будет представлена и классическая, и современная музыка. Надо послушать, сравнить, оценить, честно ответить себе — нравится ли вам эта музыка или раздражает. Если раздражает, значит, пока не время — не зная базиса, эту музыку бывает сложно понять.
Вместе с тем в XX веке было написано много прекрасной музыки в самых разных стилях и жанрах. Можно начать свой путь к современной музыке с Прокофьева, Шостаковича, Равеля и постепенно двигаться дальше.
Кого из современных академических музыкантов нужно знать?
Если говорить о ныне живущих и работающих авторах, то выделяются Арво Пярт, Гия Канчели, София Губайдулина, Александр Кнайфель, Кшиштоф Пендерецкий, Филипп Гласс, Хельмут Лахенман, Вольфганг Рим. Есть композиторы, имеющие серьезное академическое образование, но работающие больше в кино, смежных с эстрадой жанрах, и получившие благодаря этому популярность — это Людовико Эйнауди, Ханс Циммер, можно начинать и с них, поскольку эта музыка легко доступна для восприятия.