Как провести длинные выходные в Петербурге? 12 идей — от поездки на старом трамвае и прогулки у лесного озера до осмотра руин и архитектуры 1990-х
«Бумага» собрала 12 рекомендаций для идеальных выходных из нашей рубрики «Советы». Читайте про озеро с видовыми качелями, руины псевдоготической усадьбы, деревянные дачи с мастерскими художников, идеальный сосновый лес и индустриальный маршрут по Нарвской заставе.
Поезжайте на озеро Большое Симагинское, его также называют озером Красавица. Там есть небольшой экопарк «Вереск» — с прогулочной тропой и арт-объектом «Зима». На территории парка можно также найти неработающую часовню-новострой, ресторан «Вереск» и оборудованные места для пикника.
Одна из главных достопримечательностей озера — видовые качели над обрывом. Они находятся с другой стороны Красавицы. Но будьте готовы простоять в очереди, чтобы попасть к ним.
Озеро находится в Выборгском районе Ленинградской области, в поселке Ильичево. Добраться туда можно на автомобиле, а также на автобусе № 552А из Зеленогорска (остановка «Озеро Красавица»). Автобусы отправляются по расписанию.
Чтобы добраться напрямую до качелей над обрывом на том же автобусе № 552А, выходите на остановке «Река Юля-Йоки». От нее нужно пойти в сторону лагеря «Огонек», а от ворот лагеря к качелям через лес ведет тропинка.
Подписывайтесьна рассылку«Бумаги»«Как провести выходные» — там мы также делимся идеями для досуга, а еще проводим розыгрыши и обмениваемся с вами впечатлениями от сериалов, подкастов и лекций.
Добраться до Стрельны можно по-разному: электричкой, автобусом, маршруткой. Еще один, не самый очевидный способ — трамвай № 36. Время в пути от начальной остановки составляет около часа, от станции метро «Автово» добраться можно на 20 минут быстрее.
Это один из немногих трамвайных маршрутов, которые уходят так далеко из города. В начале XX века здесь начинали строить первую в стране электрическую железную дорогу, но достроили только половину.
Маршрут идет от Оборонной улицы, но рекомендую садиться в районе «Автово» — вы сэкономите время, но не пропустите самую интересную городскую часть маршрута: ансамбль всё еще поражающих масштабом сталинских домов на проспекте Стачек, трамвайный виадук с видами на промышленный район и ЗСД и необычное краснокирпичное здание сразу после виадука — это Княжевская подстанция, где сейчас, кстати, находится музей Оранэлы.
Тридцать шестой — один из маршрутов на юго-западе города, где, кажется, ходят только старые составы. Это значит, что вас ждут приглушенный свет, старые кожаные сиденья, знакомое дребезжание и кондуктор — уходящая трамвайная натура.
Всё это становится очень кстати, когда трамвай уходит за город. После квартала «Балтийская жемчужина» — вокруг заросли деревьев и кустарников, и тут окончательно забываешь, что находишься в городе.
Рекомендую посмотреть арт-проект «Герметаж Архив» в Кронштадте — в Итальянском дворце уже полтора года показывают проект-мистификацию петербургского художника Михаила А Креста.
При поддержке ГЦСИ Петербурга художник интегрировал в ранее пустые помещения Итальянского дворца экспозицию, которая сочетает натурфилософское мировоззрение и эзотерические артефакты: реликварии, свитки с комбинаторными системами (они напечатаны на материале, который не разлагается минимум 700 лет) и даже человеческий скелет. В соседнем помещении — бывший актовый зал, залитый синим цветом. В нем вы найдете прототип маятника Фуко.
Лучше всего приезжать в Итальянский дворец в воскресенье — в районе 12:00 в музее присутствует сам Михаил. Создатель и куратор проекта рассказывает о числах 273 и 153, алхимии и начале науки.
Во дворце регулярно проводят выставки и показывают новые экспериментальные инициативы. Одно из направлений — выставки одной картины, на которых работы современных художников вступают в диалог с классическими произведениями из коллекции музея. Например, до 20 марта в Итальянском дворце можно попасть на выставку «Event Horizon / Горизонт событий».
Фото: Михаил А КрестФото: Михаил А КрестФото: Михаил А Крест
Подписывайтесь на рассылку «Бумаги» «Как провести выходные» — там мы также делимся идеями для досуга, а еще проводим розыгрыши и обмениваемся с вами впечатлениями от сериалов, подкастов и лекций.
Это часть ЦВВМ «Кронштадская крепость», в этом же здании находится мемориальный музей А. С. Попова.
В деревне Торосово Волосовского района Ленобласти сохранились руины усадьбы барона Врангеля. Усадьба построена в 1870-е генерал-лейтенантом Михаилом Врангелем, дядей одного из лидеров Белого движения Петра Врангеля.
Главная усадебная постройка — собственно, дом баронов — примечательна тем, что выполнена из красного кирпича с белыми тягами и декоративной каменной кладкой. Это делает ее похожей на старый замок из английских сказок.
Несмотря на трагическую историю своих владельцев, убитых в усадьбе во время национализации Торосова, сам дом пострадал мало и даже пережил Великую Отечественную войну. В интернете пишут, что до 1990-х главное здание функционировало как сельская школа и клуб. Сейчас оно разрушено и постепенно руинируется. На территории старого усадебного парка сохранились частично разрушенные постройки.
Прогулка здесь понравится любителям старых усадеб, почитателям английской готики и тем, кто давно искал нестандартную локацию для атмосферных фотографий.
Подписывайтесьна рассылку«Бумаги»«Как провести выходные» — там мы также делимся идеями для досуга, а еще проводим розыгрыши и обмениваемся с вами впечатлениями от сериалов, подкастов и лекций.
В поселке Курба под Винницами есть небольшой музей вепсского быта, созданный местной школьной учительницей Светланой Ивановной Ершовой. Дорога из Петербурга туда займет около 5 часов, ее можно совместить с путешествием по окрестным деревням или к Онежскому озеру.
Большую часть экспонатов для музея Светлана Ивановна собрала вместе с учениками по заброшенным вепсским деревням. В коллекции — старинная посуда, традиционные наряды, орудия труда, изделия из бересты. Всего — около тысячи предметов и документов. Одно из помещений обставлено как изба: с кроватью, печкой и люлькой. Есть даже самодельная детская куколка.
Изначально музей существовал при школе. Несколько лет назад ее закрыли, но Светлана Ивановна сохранила коллекцию и фактически открыла новый музей в пустовавшем здании бывшей администрации. Ремонт она сделала за свой счет при поддержке родственников и местных жителей, а еще добилась для учреждения статуса филиала Подпорожского краеведческого музея.
Светлана Ивановна — единственный работник музея. Она живет неподалеку и проводит экскурсии (но не во время пандемии) для всех желающих. Цена — свободная.
У музея нет ни сайта, ни группы в соцсетях, о его существовании мало кто знает. Чтобы туда попасть, нужно заранее позвонить по телефону 8 (813) 654-68-33.
Фото: Саша Шаргородская / «Бумага»
АДрес
поселок Курба, Подпорожский район Ленинградской области, Школьная улица, 9
Подписывайтесьна рассылку«Бумаги»«Как провести выходные» — там мы делимся идеями для досуга, а еще проводим розыгрыши и обмениваемся с вами впечатлениями от сериалов, подкастов и лекций.
На небольшом острове Коневец в Ладожском озере находится Коневский Рождество-Богородичный монастырь. Обитель была основана в XIV веке, однако большинство ее построек возведено в XIX веке. Остров любопытен и своей природой: здесь есть валун весом более 750 тонн, на котором, по легенде, совершали жертвоприношения язычники, и песчаные пляжи, где можно любоваться водными пейзажами.
Главная постройка монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он находится недалеко от причала, и его синие купола хорошо видны еще с воды. Здание возвели в 1809 году и два года назад отреставрировали. Примечательно, что в соборе сразу два храма: нижний Сретенский, где хранятся ключевые реликвии монастыря, и верхний Рождества Пресвятой Богородицы. Помимо них в монастыре для гостей открыты еще четыре храма и шесть часовен. Особое внимание стоит обратить на Успенскую, которая расположена на опушке леса.
Самый интересный природный объект Коневца — Конь-камень. Валун удивляет своими размерами: шесть метров в ширину, девять в длину и более четырех в высоту. Задолго до того, как на острове был заложен монастырь, на этом камне местные племена приносили в жертву языческим богам коней. Отсюда пошло и название валуна, форма которого напоминает череп лошади. В память об изгнании с Коневца языческих духов на камне стоит часовня.
Рядом с Конь-камнем есть спуск на пляж, где можно насладиться видами на Ладогу и провести весь день. Песчаное побережье почти целиком огибает остров. Для прогулок у воды здесь также есть длинная песчаная коса и пирс рядом с причалом.
Чтобы добраться до Коневца, следует доехать до Владимировской бухты, расположенной примерно в 120 километрах от Петербурга. Там нужно пересесть на катер или катамаран, путешествие на которых займет около получаса. Побывать на острове можно и в рамках организованной экскурсии.
Фото: Анна ЗнаменскаяФото: Анна ЗнаменскаяМонастырь. Фото: Анна ЗнаменскаяКонь-камень. Фото: Дар Ветер
Подписывайтесьна рассылку«Бумаги»«Как провести выходные» — там мы также делимся идеями для досуга, а еще проводим розыгрыши и обмениваемся с вами впечатлениями от сериалов, подкастов и лекций.
Уже полтора года я работаю на Курляндской, в той части центра, которая многим кажется дремучей окраиной. Этого времени хватило, чтобы немного изучить район на обеденных и вечерних прогулках — он оказался полным интересной архитектуры и индустриальной эстетики. Предлагаю читателям «Бумаги» одеться потеплее и посвятить целый день большому маршруту: от Нарвской заставы, через завод имени Степана Разина — на север к Пряжке и Неве.
Нарвская застава как полигон архитектурных новаций. Возле метро «Нарвская» по обе стороны проспекта Стачек осмотрите необычную для Петербурга архитектуру. На Тракторной улице — конструктивизм середины 1920-х, на улице Гладкова (и вокруг нее — обязательно загляните во дворы) — сталинский неоклассицизм 1950-х, уютные двух-трехэтажные домики, которые часто неправильно называют немецкими коттеджами. Поверните на север — к Севастопольской или Губина, чтобы пройти через Молвинский сад и парк Екатерингоф и выйти к Обводному.
Завод имени Степана Разина: бродильный цех и солодовня. По улице Степана Разина переходим Обводный и сворачиваем направо, на Курляндскую, чтобы передохнуть. На ваш вкус — индийский обед с бокалом крафта в AFBrew Taproom, чай и пирожные с видом на город и залив в Solaris Lab или отличный сидр в Ciderpunk. Я беру обед с собой и забегаю в Clockwork Time поработать пару часов. После загляните в недавно открывшийся магазин Komissionka Ginza полюбоваться комиссионной мебелью и посудой из петербургских ресторанов (и присмотреть что-то для себя).
Коломна. Отдохнув, двигаемся в сторону Коломны. Лучше пройти дальше на север по улице Степана Разина, свернуть на Рижский и дальше через Либавский переулок выйти к устью Фонтанки — там необычный для центра почти дикий берег и Галерный мост, через который в хорошую погоду видно ЗСД. По набережной Фонтанки пройдите к Старо-Калинкину мосту с видом на Адмиралтейские верфи. Совсем рядом — Мало-Калинкин мост, где Фонтанка соединяется с каналом Грибоедова. Завершить маршрут можно прогулкой по классической Коломне (мне нравится район вокруг Покровского сквера) или пройти на север к тихой набережной Пряжки.
Кажется, Коломяги — один из самых странных районов Петербурга. Здесь новостройки соседствуют с деревянными дачами, а дореволюционные усадьбы — с американскими таунхаусами и абсолютно безумными образцами капрома начала нулевых.
Прогулку по Коломягам можно начать от станции метро «Удельная». На Тбилисской улице осмотрите дом Павлова начала XX века (там расположены мастерские художников, а на территории разбит сад каменных скульптур), пройдитесь по парку усадьбы Орловых-Денисовых. А еще в Коломягах есть детская железная дорога, вдоль которой тоже очень приятно гулять.
Подписывайтесьна рассылку«Бумаги»«Как провести выходные» — там мы также делимся идеями для досуга, а еще проводим розыгрыши и обмениваемся с вами впечатлениями от сериалов, подкастов и лекций.
Я очень люблю Петроградку — так сложилось, что первый магазин «Самосвет» мы открыли именно здесь. И я хочу поделиться одним из моих любимых пеших маршрутов к магазину. Он, как и вся Петроградка для меня, связан с искусством, красивой архитектурой, непростой историей и наполняющей атмосферой.
Я люблю зайти во двор жилого Дома работников искусств, построенного в 1934-м архитектором Фомичевым. Здесь жили Шостакович и Петров-Водкин. Дальше, если мне хочется кофе, сворачиваю в уютный дворик микрокофейни «ТЧК» и беру кофе с собой (кажется, один из лучших в городе).
Если свернуть на Кронверкскую улицу, почти сразу на брандмауэре видно памятник женщинам-бойцам противовоздушной обороны (там насчитывалось более 17 тысяч женщин). Цветовая и геометричная композиция стены с бронзовой фигурой женщины каждый раз манит меня красотой и одновременно заставляет содрогнуться от ужаса, который в себе несет.
По Кронверкской (а она в этой части особенно красива) можно дойти до памятника Шостаковичу и дома, в котором он писал Ленинградскую симфонию (очень люблю ее за силу и красоту звучания).
Через Матвеевский сад по улице Ленина можно дойти до дома с угловой башней-ротондой и необычной планировкой треугольных дворов, открытых в переулок. Это дом Колобовых, построенный в 1910 году по проекту архитектора Гингера. В башне-ротонде — атмосферный «Бар 8», там можно задержаться на бокал чего-нибудь согревающего. Либо свернуть направо и увидеть те самые треугольные дворы, придуманные, чтобы увеличить протяженность обращенных на юг стен. (Почему это решение не сделали обязательным для Петербурга?)
Дальше — через Пушкарский сад я иду до дома № 3 по Большой Пушкарской. Он состоит из двух частей, построенных с разницей в восемь лет разными архитекторами, Фомичевым и Бреевым. Оба включили в оформление приметы итальянского и французского Возрождения: рельефные панно, скульптуры, профильные маскароны. Дом будто задает европейское настроение этой части улицы.
Свернув направо и пройдя вдоль нескольких ив, я оказываюсь у входа в «Самосвет» — на Пионерской, 4. Это очень красивый дом 1902 года постройки с рустованными обрамлениями окон и треугольным эркером, выходящим на Большой проспект.
Австрийская площадь / Екатерина Смольникова«ТЧК» / Екатерина СмольниковаПамятник Д. Д. Шостаковичу / Екатерина СмольниковаТреугольные дворы дома Клобовых / Екатерина СмольниковаМагазин «Самосвет» / Екатерина Смольникова
В Петербурге принято критиковать архитектуру капиталистического романтизма (1989–2009 годы). Ее не любят за порой слишком наглое вторжение в городские панорамы, за контрастный выбор отделочных материалов, за низкое качество строительства. А для меня эти дома — свидетельство удивительной и неоднозначной эпохи, которая безусловно была наполнена романтикой внезапно нахлынувшей свободы архитектурного самовыражения.
Знакомство с капромом можно начать с пятикилометровой прогулки по центру города — от метро «Владимирская» до района «Чернышевской».
Торгово-офисный центр Regent Hall. Это один из ключевых архитектурных символов постсоветского Петербурга. Из-за обилия стекла и броских декоративных решений его причисляют к главным архитектурным ошибкам в истории города, был даже проект его реконструкции.
ТРК «Галерея». Думаю, что история этого ТЦ ознаменовала конец эпохи капрома — начиная с данной постройки государство снова стало активно вмешиваться в выбор архитектурных решений для ключевых зданий. Первые варианты «Галереи» были куда более смелыми, но после личного вмешательства губернатора фасады приобрели нынешний псевдоклассический вид.
Гостиница Park Inn Nevsky. Ее построили в конце нулевых по проекту Святослава Гайковича. Фасады, выходящие на Невский проспект и Гончарную улицу, оформлены портиками, в которых роль колонн выполняют стеклянные эркеры гостиничных номеров.
Пешеходная улица между Восстания и Маяковского. В начале 2000-х в Петербурге приступили к амбициозному проекту — пешеходной улице между Восстания и Маяковского. Она образуется тремя основными объектами: жилым домом, гостиничным комплексом и бизнес-центром. Эти здания построены по проекту мастерской Мамошина и полны отсылок к древнеримской архитектуре — здесь и подобие Колизея, и даже триумфальная арка у офисного комплекса.
БЦ «Преображенский двор». Создатель проекта — архитектор Станислав Савин, автор знаменитой башни ЦНИИ робототехники и технической кибернетики на Светлановском проспекте. Бизнес-центр разместился в реконструированных исторических домах, но сохранен только фасад по Литейному проспекту. На переулок Короленко комплекс обращен странной композицией: в классическую колоннаду врезается наклонный стеклянный объем из затемненного стекла.
Дом К. П. Семеновой. На Фурштатской улице, по соседству с Анненкирхе, находится дом купчихи К. П. Семеновой — памятник середины XIX века. В конце 1990-х архитектор Никита Явейн реконструировал здание под Пенсионный фонд России, в результате чего внутренний двор обрел нынешний вид. В нем угадываются очертания чего-то древнего и мегалитического, а лестница к главному входу оформлена в виде гранитного причала.
Дом на Чернышевского, 4А. Это тоже проект Михаила Мамошина. Здесь четко прослеживаются отсылки к сугубо петербургской архитектуре — памятникам так называемого северного модерна. В эпоху капрома Мамошин актуализировал этот стиль: из него взяты трапециевидные очертания фасадов, трехгранные эркеры, расстекловка витражных проемов, а также использование в наружной отделке натурального камня грубой фактуры и мозаичных вставок.
«Дом с Петушком». Этот дом на Шпалерной, 42 с упрощенным штукатурным декором напоминает памятники петровского барокко. Архитектор Эрнст Кондратович попытался сделать здание максимально контекстуальным — и по масштабу, и по уровню деталировки, но прорисовка отдельных элементов выдает руку постмодерниста. Венчающий здание золотой петушок придает ему мультяшность и игрушечность.
ЖК «Дом на Неве». Здание расположено в том же квартале, но обращено к Неве. Это один из ранних образцов постсоветской элитной недвижимости города. Фасады кажутся не очень приветливыми, но по ним можно оценить широту диапазона художественных средств, которые применяли архитекторы в эпоху капрома. В данном случае архитекторы продолжали строить в духе модернизма — направления, характерного для позднесоветской эпохи.
Подписывайтесь на рассылку «Бумаги» «Как провести выходные» — там мы также делимся идеями для досуга, а еще проводим розыгрыши и обмениваемся с вами впечатлениями от сериалов, подкастов и лекций.
Здание занимает половину квартала между Литейным проспектом, Артиллерийским переулком и улицами Пестеля и Короленко.
Этот стиль был популярен в конце XIX — начале XX века в Финляндии, откуда распространился и в Петербург.
Я люблю гулять по Савушкина в любое время года, но особенно приятно здесь летом — «немецкие» особняки оттеняет зелень, а во дворах разводят пышные цветники. Кажется, что местный быт — нечто среднее между дачной и петербургской жизнью, и это здорово помогает отвлечься от города.
Можно начать путь от храма Благовещения святой богородицы до Черной речки или наоборот — но советую попробовать разные варианты и, например, в какой-то момент свернуть на Дибуновскую. Там еще тише и есть что-то от европейской улочки.
И, конечно, не забудьте заглянуть во дворы! Никогда не знаешь, что там встретишь: каменную арку или живую изгородь.
Это записная книжка для ваших впечатлений и заметок, которые можно отмечать на карте. PaperApp можно пользоваться не только в Петербурге, но и в путешествиях, — словом, в любом месте. Скачивайте и следите за советами «Бумаги» в удобном приложении!
делитесь ссылкой
У «Бумаги» есть цикл гидов по Ленобласти — от Выборга и Кронштадта до Вырицы и Стрельны. Читайте также, что посмотреть на Русском Севере: вот маршруты на один день, выходные и неделю.
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox
Mozilla Firefox
или
Chrome.