Петербургский дизайнер Константин Брилевский уже два года ведет паблик «Свободный от забот» с 36 тысячами подписчиков, где публикует комиксы с оранжевым ленивцем, пропускающим дедлайны и избегающим работы. Недавно Брилевский стал рисовать граффити со своим персонажем на «Приморской» — за одну из этих работ его задержали.
«Бумага» поговорила с иллюстратором о том, почему изначально ленивец создавался как протест против наемного труда, как удается зарабатывать на популярном персонаже и из-за чего комиксы о Свободном от забот нельзя делать слишком остросоциальными.
Как появился Свободный от забот
Свободного от забот я придумал два года назад. Тогда работал дизайнером, мне надоело выполнять поручения заказчиков и делать проекты для кого-то другого. Решил, что должен делать что-то свое. Это и было изначальной идеей: не делай работу для других, делай для себя и то, что сам хочешь. Пожалуй, это был протест против наемного труда.
Я сразу знал, что хочу какого-то своего персонажа. Ленивец просто удачно наложился на все идеи. Сделано всё было спонтанно и, наверное, выполнить его запоминающимся вышло случайно. Я просто нарисовал так, как вижу, и всем понравилось.
Когда создал персонажа, сразу завел паблик «Свободный от забот», который до сих пор веду. Там опубликовано уже много сюжетов с этим героем. Кое-что я сначала перенял у «Десигна» (популярный юмористический паблик о дизайне — прим. «Бумаги»): там было много шуток про дедлайны и про то, как в них не укладываются.
Сколько можно заработать на иллюстрациях с ленивцем
У меня не было четкого представления, как развивать паблик. Знал лишь, что можно покупать репосты в других группах. Первый такой репост я купил у «Десигна» — после этого ко мне в абсолютно пустой паблик пришла тысяча человек.
Сейчас «Свободный от забот» — это моя единственная деятельность. Зарабатываю на этом хорошо, мне хватает. Часть заработка приходит от рекламы, часть — от мерча. Мерч — это футболки со Свободным от забот и другая атрибутика. От стикеров (в телеграме и во «ВКонтакте» — прим. «Бумаги») тоже идет прибыль. Например, можно делать рекламные стикеры в телеграме для партнеров. Есть и другие рекламные проекты с брендами.
Изначально я не думал, что «Свободный от забот» будет приносить прибыль. Собирался просто сделать из этого имиджевый проект для портфолио, чтобы ко мне шли с заказами. Но в итоге теперь не беру никакие заказы и занимаюсь только этим проектом. Конечно, не очень хорошо, что это превращается в работу и рутину. Но, пожалуй, лучше заниматься этим, а не чем-то еще.
Почему «Свободный от забот» не должен быть остросоциальным
Для «Свободного от забот» очень важны философский аспект и социальный посыл. Но я опасаюсь, что это может перерасти в политику. Работа и труд — это проблема в нашей стране: люди слишком много работают. Но я не хочу пока озвучивать размышления о причинах этой проблемы. Надо держать какой-то баланс, чтобы «Свободный от забот» не был слишком остросоциальным.
Сейчас у меня в комиксах появился персонаж Золотой Телец — антипод ленивца, алчный человек, которому нужно много денег, поэтому он много работает. Он не особо пользуется популярностью. В нем, наверное, есть некая критика общества, и когда люди в этом видят себя, им не нравится. Но это помогает проекту быть социальнее.
Думаю, тельца я еще покажу, но помягче, чтобы в нем не было острой критики [общества]. Это достаточно хороший персонаж, просто над ним нужно поработать.
Как ленивец стал героем стрит-арта
Я не особо люблю работать за компьютером, и мне было интересно позиционировать свой проект как искусство и работать в реальном мире. Стрит-арт — это хороший способ рассказать о чем-то на улице. Я понимал, что работу на «Приморской» закрасят. Очень здорово, что получилось придать этому огласку.
В день, когда нас задержали (Брилевский выполнил новое граффити с двумя знакомыми — прим. «Бумаги»), сами охранники не были агрессивно настроены, некоторым даже нравилось, что мы делаем. Но это были, насколько я знаю, сотрудники ЗСД, которые должны выполнять свою работу, они не имеют права нарушать определенные нормы. Полиция нас оштрафовала (на 3 тысячи рублей по статье 7.17 КоАП РФ о повреждении чужого имущества — прим. «Бумаги»), и на этом вся ответственность закончилась.
После истории с граффити людей в группе особо не прибавилось, не знаю почему. Видимо, люди, которые читают новости, и мои подписчики — это разная аудитория. К тому же у меня в паблике немного агрессивная манера подачи, много нецензурной лексики — возможно, людей это отталкивает. Я об этом думаю и, может быть, что-то изменю, чтобы люди, увидевшие Свободного от забот на улице, не пугались, зайдя в паблик. Так что узнаваемость пока не особо выросла, но я всё равно очень доволен.
Как будет развиваться «Свободный от забот»
Я бы хотел с кем-нибудь договориться о социальной росписи. Чем она будет больше, тем лучше. Мне уже писали, что есть проект, собственник которого готов мне предоставить [площадку]. Вот был хороший пример, когда художник Покрас Лампас нарисовал [мурал] напротив отеля, когда ему собственники предоставили площадь. Было бы здорово, если бы люди такое предлагали, ну и сам буду искать подходящие варианты. Хочется рисовать и в Питере, и в Москве.
Планирую обновить форму иллюстраций, сделаю рисовку интереснее, а также буду выводить этот проект в реальный мир: делать холсты, выставки, развиваться в граффити-культуре, продвигать сувенирную продукцию. У проекта большой потенциал.
Я советую — и показываю это в своем проекте — делать то, что нравится. Если ты решил, что тебе нравится рисовать, что ты иллюстратор, советую учиться не только рисовать, но и думать. Помнить не только о форме, но и о содержании, потому что как раз содержание у многих художников в России хромает.