Петербурженка Маша Ивашинцова, сменившая в Ленинграде множество профессий от лифтера до театрального критика, прославилась на весь мир своими фотоработами. Но случилось это только через 17 лет после ее смерти. Дочь Ася нашла среди старых вещей на чердаке архив из 30 тысяч снимков и начала их публиковать.
«Бумага» рассказывает историю «российской Вивиан Майер», задокументировавшей жизнь простых советских граждан и героев культурного андеграунда, и ее архива, который постепенно оцифровывается и появляется в интернете.
Маша Ивашинцова родилась в 1942 году, когда ее семья была эвакуирована из Ленинграда в Свердловск. В родной город она вернулась спустя два года. Девушка окончила восемь классов школы № 192, недолго занималась балетом, получила образование чертежника-конструктора и отучилась на театроведческом факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
В 18 лет Ивашинцова занялась фотографией и начала снимать черно-белые автопортреты, повседневную жизнь города, животных и путешествия по СССР. Параллельно работала осветителем в ТЮЗе.
С 1970 года Маша писала статьи для журнала «Театр» и тесно общалась с участниками ленинградского андеграунда, которых тоже часто снимала. В разные годы ее возлюбленными были известный фотограф Борис Смелов (умер в 1998-м) и поэт Виктор Кривулин (умер в 2001-м). В 1964 году Ивашинцова вышла замуж за лингвиста Мелвара Мелкумяна и родила от него дочь Асю. В 1969-м пара рассталась и отец с дочерью поселились в Москве.
Маша Ивашинцова часто меняла место работы, была библиотекарем, гардеробщицей, инженером-конструктором, лифтером и охранницей. С 1981 по 1991-й периодически лечилась в психиатрической больнице № 6. Свою жизнь она подробно документировала в дневниках в снимках, но никому их не показывала. В 2000 году Ивашинцова скончалась от рака желудка в возрасте 58 лет.
В 2017 году Ася обнаружила архив матери на чердаке их дома в Пушкине. Там оказалось 30 тысяч негативов и непроявленные пленки. Все они были аккуратно упакованы в датированные и подписанные почтовые конверты.
«После смерти мамы в 2000 году всё, что напоминало мне о ней, вызывало огромную боль, и моим единственным желанием тогда было убрать все ее вещи с глаз долой, подальше, — рассказывала Ася Ивашицова-Мелкумян в интервью My Modern Met. — Конечно, я знала, что мама фотографировала и что эти фотографии где-то там, в этих коробках. Но я на самом деле совсем не хотела их открывать. Я даже хотела бы отдать их кому-то, кто бы заинтересовался ими. Но желающих забрать их не нашлось».
Занятие фотографией, по мнению Аси, помогало матери уходить от реальности и своих эмоций. Ася также ознакомилась с дневниками, из которых узнала о жизни матери. Оказалось, та снимала вплоть до 1999 года.
«Она была очень интровертным человеком, как, в общем, и я. Мне кажется, она была бы слегка напугана (как и я сейчас) тем фактом, что столько людей высказывают суждения о ее фотографиях, обсуждают их. Но в то же время, я верю, она бы была благодарна за внимание и поддержку, идущие со всех концов света», — делилась Ася Ивашинцова-Мелкумян.
Сначала Ася показала фотографии только близким, но супруг Егор, занявшийся их сканированием, убедил, ее, что работы ее матери уникальны. Тогда Ася решила, что о них должно узнать больше людей. На помощь супругам пришла знакомая семейная пара, и вместе они начали методично оцифровывать и упорядочивать наследие Маши Ивашинцовой.
Так появился сайт, посвященный Ивашинцовой и ее архиву. О ней начали писать в зарубежных СМИ. Портал Artnet News включил находку в список лучших творческих открытий 2018 года. В 2019–2020 году снимки показали офлайн в Таллине, в Центре документальной фотографии имени Юхана Кууса. За Машей закрепилось прозвище «российской Вивиан Майер» (так звали американскую гувернантку, которая тоже прославилась фотоработами после смерти в 2009 году).
Пока из всего архива Маши Ивашинцовой опубликовано чуть более 400 работ. Новые оцифрованные кадры регулярно появляются в фейсбуке на странице, посвященной Ивашинцовой.
Мы работаем для вас — оформите донат, чтобы «Бумага» и дальше писала о событиях в Петербурге
поддержать 💚Что еще почитать:
- «Неучтенные смерти могут исчисляться тысячами». Россиянка нашла десятки блокадных могил, не внесенных в базы, — и предлагает присоединиться к поискам.
- Это стеклянные кирпичи Фальконье, ими украшали дома в начале XX века. Рассказываем, как петербуржцы возродили утраченную технологию.