Сегодня знаменитому петербургскому искусствоведу Елене Баснер предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Ее подозревают в посредничестве при продаже картины коллекционеру Андрею Васильеву. Покупатель был в полной уверенности, что картина написана художником-авангардистом Борисом Григорьевым, однако подлинник хранился в запасниках Русского музея. «Бумага» вспоминает, с чего началась и как развивалась история на протяжении пяти лет.
Приобретение картины «В ресторане», 2009 год
В 2009 году коллекционеру Андрею Васильеву предложили приобрести картину известного русского художника-авангардиста Бориса Григорьева — одного из самых дорогих и престижных портретистов России начала XX века, позже переехавшего во Францию. На основе впечатлений о парижской жизни он создал альбом «Интимность», где отдельная серия рисунков называлась «Парижские кафе». Картина, предложенная Васильеву, была датирована 1913 годом и изображала людей, сидящих за столом, — коллекционеру ее представили под названием «В ресторане». Посредником при покупке стал владелец издательства «Золотой век» Леонид Шумаков, а за картину Васильев заплатил 250 тысяч долларов, что на тот момент было эквивалентно семи с половиной миллионам рублей. Коллекционеру сообщили, что у картины «хорошая биография» и она долгое время хранилась в старой ленинградской коллекции.Экспертиза Русского музея, 2011 год
В 2010 году коллекционер отправил картину в московскую галерею «Наши художники», где проходила выставка работ русских мастеров, творивших в Париже. Экспозиция была названа «Парижачьи», в ней участвовало около 60 произведений Юрия Анненкова, Мстислава Добужинского, Константина Коровина, Зинаиды Серебряковой, Роберта Фалька, Хаима Сутина, Марка Шагала и других. На этой же выставке сотрудники Института Грабаря увидели картину Бориса Григорьева, представленную коллекционером Васильевым, и сообщили, что знают эту вещь, так как она была у них на экспертизе и признана подделкой. Эксперты предоставили итоги химико-технологического анализа: оказалось, что в красках были пигменты, вошедшие в обиход значительно позже смерти Григорьева в 1939 году. В июле 2011 года Русский музей официально заявил, что картина подлинником не является. Настоящая работа Григорьева называется «Парижское кафе» и хранится в запасниках музея с 1984 года.По словам Васильева, встреча с Баснер не принесла результатов, так как она не смогла вспомнить, что лично описывала эту работуПодлинник Борис Григорьев продал петербургскому коллекционеру Александру Бурцеву, который действительно опубликовал ее в своем издании «Мой журнал для немногих» (это была единственная публикация картины до 2010 года). До 1934 года Бурцев жил в Ленинграде, а после убийства Кирова его с семьей выслали в Астрахань, где расстреляли с женой как финских шпионов. После войны картину, которая оказалась в антикварном магазине, приобрел профессор баллистики Борис Окунев, а в восьмидесятых его семья передала работу Григорьева Русскому музею. Каталог завещанных музею работ из коллекции профессора Бориса Окунева был выпущен в 1986 году, а автором предисловия и одним из составителей была искусствовед музея Елена Баснер — первый мировой эксперт по живописи русского авангарда, сотрудник именитого аукционного дома Bukowskis. Позже Васильев выяснил, что та же Баснер и передала картину ему через посредника. По словам Васильева, встреча с Баснер не принесла результатов, так как она не смогла вспомнить, что лично описывала эту работу.
Уголовное дело, 2012 год
Андрей Васильев обвинил Русский музей в продаже фальшивок и хотел подавать в суд: он не исключал, что подделка была изготовлена непосредственно в фондах музея или где-то поблизости. Коллекционер даже просил министра культуры Владимира Мединского провести проверку по этому поводу. Однако в Русском музее не допустили такой возможности, объяснив, что копирование картины — это трудоемкая задача, которая не смогла бы остаться незамеченной сотрудниками.Васильев пытался решить дело через суд: сначала подал гражданский иск к Леониду Шумакову, но проиграл по истечении срока давности. Наконец, в июле 2012 года было возбуждено дело по факту мошенничества против Елены Баснер, которая заявила, что начало уголовного расследования ее только радует, поскольку она сама заинтересована в том, чтобы правоохранительные органы объективно разобрались в этой истории. А также подтвердила, что невиновна, а картину получила от некоего Михаила Аронсона, о криминальном прошлом которого, как утверждает эксперт, ей ничего не известно. Он нашел картину, по словам Баснер, у себя в гараже во Всеволожском районе Ленобласти и показал ей. Оказалось, что Аронсон четырежды судим, в Таллине торгует стеклотарой, а в Россию в это время не заезжал.
Арест Баснер, 2014 год
Елена Баснер была задержана в Санкт-Петербурге 31 января по подозрению в мошенничестве. 2 февраля 2014 года адвокат искусствоведа сообщил журналистам, что срок ее задержания продлен на трое суток — до 5 февраля. Муж Баснер рассказал о том, что у них в доме был произведен обыск, в ходе которого были изъяты все компьютеры, флешки, телефоны. В защиту петербургского искусствоведа выступили многие ее коллеги. 4 февраля была опубликована петиция, в которой авторы просили избрать в отношении Баснер меру пресечения, не связанную с лишением свободы. Под просьбой подписались более тысячи человек.Из петиции:
«Елена Вениаминовна входит в число наиболее известных и уважаемых знатоков русского искусства; ее труды по истории русского авангарда без преувеличения можно назвать эталонными. Однако Елена Вениаминовна Баснер заслужила безграничное уважение коллег не только научными изысканиями, но и своей честностью и принципиальностью в экспертном сообществе».
А Русский музей, где работала Елена Баснер, наоборот, открестился от связей с бывшим сотрудником.
Из официального письма музея:
«Елена Вениаминовна Баснер с 2003 года не работает в Русском музее и никогда не имела в нем статуса эксперта, тем более международного уровня. С 2003 года никак с музеем не связана, и за ее действия музей не несет никакой ответственности».