С петровских времен в Петербурге строят зодчие со всего мира. «Бумага» выбрала несколько необычных проектов иностранных архитекторов и узнала, что с ними стало теперь.
Немецкое посольство
Исаакиевская площадь, 11
Здание в стиле неоклассики напротив гостиницы «Астория» стало единственным в нашей стране домом, построенным
Людвигом Мисом ван дер Роэ. Но уже в этой фразе кроется некоторое лукавство: спроектировавший здание Беренс всего лишь отправил своего молодого ученика руководить стройкой.
Получившееся в итоге здание с колоннами без декора во всю высоту фасадов и скульптурной группой на крыше было встречено не очень радушно. Оно представляло собой немецкий взгляд на неоклассику и подверглось критике со стороны петербургского архитектурного сообщества. Оно посчитало, что творение Беренса, построенное в 1913 году, не соответствовало архитектуре города. А уже через год, после начала Первой Мировой войны, посольство и вовсе было разгромлено. Именно тогда оно лишилось скульптур на фасаде. По слухам, манифестанты сбросили их и утопили в Мойке. На самом деле свалить удалось лишь одного из юношей, а оставшуюся группу демонтировали уже позже.
Силовая станция фабрики «Красное знамя»
Пионерская улица, 57а
Пока ленинградские архитекторы развивали авангардный конструктивизм, в Европе его место занимал функционализм. Иногда случались пересечения: так, в 1925 году в Ленинграде немец
Эрих Мендельсон приступил к созданию нового комплекса фабрики «Красное знамя». Но не сложилось: несмотря на то, что предварительный проект был принят, уже год спустя у ленинградских архитекторов возникли разногласия с функционалистом. В результате проект подвергся кардинальной переработке, Мендельсон отказался от авторства и вернулся в Германию, а по его чертежам было построено всего одно здание — напоминающая пароход силовая станция.
К настоящему времени фабрика вполне ожидаемо прекратила свою работу. Долго пустовавшее здание силовой станции в конечном итоге было приспособлено под культурный центр, что, однако, совершенно не сказалось на его внешнем состоянии. Но могло быть гораздо хуже. Другой проект Мендельсона — шляпная фабрика в Луккенвальде — пришел в
ужасающее состояние, пока про него наконец вспомнили.
Жилой дом
Набережная Мойки, 102
В 2010 году на повестку петербургского Градсовета был вынесен проект здания в стиле хай-тек, которое планировалось разместить напротив Новой Голландии. У здания должно было быть два фасада — внутренний реальный и внешний навесной, представлявший собой ломанную сетку. Строение выделялось бы на фоне окружающей застройки и заменило бы собой советский детский сад, отданный сейчас под хостел. Автором проекта был голландец
Эрик ван Эгераат, который уже не раз выдвигал свои идеи для города (ни одна из них, кстати, не была реализована). Градсовет строительство одобрил, упомянув при этом о несоответствии «петербургской идентичности». Эгераат пообещал доработать свое творение, и с тех пор никаких новостей о нем не поступало. Но в феврале прошлого года на повестке Градсовета вновь всплыл знакомый адрес, хотя проект изменился до неузнаваемости. Предложенное Герасимовым здание в стиле неоклассики не имело абсолютно ничего общего со своим предшественником. Одобрение новой идеи окончательно закрыло дорогу проектам ван Эгераата в Петербург.
Деловой центр «Балтийская жемчужина»
Петергофское шоссе, 47
В 2005 году на юго-западе города развернулось грандиозное строительство нового микрорайона. Инвесторами выступили китайцы, но правительство города делало особенный упор на то, что жилье на территории в 205 гектаров не предназначено для иностранцев.
Завершить строительство планировали в 2013 году. Но в реальности все пошло не так: затягивание сроков, а потом и кризис сильно скорректировали планы. В итоге к началу 2013 года завершена только первая очередь строительства, а сроки полного окончания сдвинулись на 2016 год. С учетом этого первое построенное в районе здание — деловой центр по проекту
Хенга Ли (который русские люди сравнивали отнюдь не с жемчужиной) долгое время производил странное впечатление.
Жилой комплекс «Александрия»
Новгородская улица, 23
Жилой комплекс, который без лишнего шума (и, кажется, без грандиозных протестов) строится на Новгородской улице, далеко не так прост, как может показаться. Его спроектировал каталонец
Рикардо Бофилл. Имя архитектора достойно упоминания не то чтобы из-за всеобщего признания — после
«смерти постмодернизма» на него, как и на других представителей стиля, обрушилась волна критики. В современном мире Бофилл — это один из немногих архитекторов, умеющих проектировать ансамбли. Например, именно с его подачи Валенсия получила
сад на месте старого русла Турии. И хотя зажатый между существующей застройкой комплекс в этом плане не выделяется, можно надеяться, что это будет не последний проект архитектора в нашем городе.
Читайте другие тексты рубрики: