Госдума рассмотрела в третьем чтении и приняла законопроект о процедуре фестивального показа фильмов. Теперь кино без прокатных удостоверений можно показывать только на фестивалях с жюри и конкурсной программой, а утверждать перечень таких кинофестивалей будет государство.
Новые ограничения могут привести к закрытию независимых кинофестивалей и ретроспектив, считают в киноиндустрии. Алексей Бажин, основатель компании «Иноекино», которая занимается показом ретроспектив в кинотеатре «Аврора» и на других площадках, рассказал «Бумаге», как новый законопроект повлияет на индустрию и правда ли кинофестивали начнут закрываться.
Алексей Бажин
Основатель компании «Иноекино»
— Этот безусловно цензурный законопроект лоббируется определенными людьми и государственными институтами с 2013 года. Законопроект, по факту, оставит только крупные кинофестивали, которые само государство и поддерживает. А подобные проводятся достаточно редко.
Для примера, мы («Иноекино» — прим. «Бумаги») делаем в «Авроре» в год 25 разных ретроспективных событий. Но ни в одном из них просто не предусмотрено какое-то жюри или конкурс. И это процветающий кинотеатр с массой фестивалей.
По стране вообще проводится множество неконкурсных кинофестивалей. Это может быть как ретроспектива, так и фестивальное или новое кино — тот же Beat Fest. В Москве, скорее всего, после принятия закона он останется, но в других городах жить уже не сможет. У них будет шанс сделать только один показ в одном городе.
Скажем так, это огромные бюрократические джунгли, но некий конкурс и жюри придумать можно. Однако фильм можно будет показать не более двух раз: больше без прокатного удостоверения нельзя. То есть на каждый уикэнд показов надо составлять жюри и прочую ерунду, придумывать ненужную фиктивность. Понятно, что это абсурд.
Фото: inoekino.com
Кинофестиваль же может быть и зрительским: в мире множество кинофестивалей, где нет какой-то четкой регламентации. Есть только условное понимание. Например, что тогда концерт? Он ведь может быть в клубе, а может — и на улице. Может быть пять групп, а может — одна.
Раньше у нас, например, был договор с кинотеатром о том, что мы, кинофестиваль «Иноекино», проводим такую-то ретроспективу — всё. Не было никакой регламентации и понятия «кинофестиваль». Но это не нарушение закона: просто все пользовались тем, что он не совершенен. Но стало еще хуже.
Непрокатные показы по всей стране оформляются как кинофестивали — длиной в целый год. А уже на таких «кинофестивалях» происходит вся деятельность. Но сейчас хотят ужесточить и зарегламентировать даже само понятие «кинофестиваль». Всё как бы не за нас, не за киноиндустрию.
Пока никакого плана действий нет — будем смотреть по ситуации. Я считаю важным отстаивать цивилизованный способ взаимодействия в киносреде. Если убрать прокатную сферу вообще — это будет нормальный цивилизованный способ работы в «культурном бизнесе». Конечно, у него есть свои особенности. Но так действуют во всем мире. Сейчас же просто хотят этот принцип поломать и внести хаос, в котором все начнут искать лазейки.
Не знаю, что можно будет сделать, но то, что мы проводим сейчас, будет уже нереально. А прокатное удостоверение получить нельзя: фильмы нам дают закодированные с правом показа на один день.
Главное сейчас — это осветить проблему. Очень много прессы и медийных людей уже подключилось. Но пытаться выходить на диалог глупо, мы уже пытались полгода назад. Зачем повторять действия, которые не сработали? Мои коллеги даже ходили в Думу на совещание. Их послушали, но в итоге спустя полгода, сразу после ЧМ, всё это запустили. Какой толк? Министерство культуры на диалог не выходит. Нас, главных людей, тех, кто всё это делает, никто ни о чем не спрашивает.
[Нужно] заложить в умы зрителей нашей страны понимание того, что происходит. А там что-то, может, и изменится в лучшую сторону.