В августе в Хельсинки прошел фестиваль Flow. В пяти часах езды от Петербурга выступали Ник Кейв, Kraftwerk, Bat For Lashes и другие известные артисты. «Бумага» узнала у организаторов, как сделать качественный музыкальный фестиваль в самом центре города.
Фото из архивов фестиваля
Всего в этом году на фестиваль, проходящий на территории старой электростанции, пришло более 70 000 человек. Несмотря на такую толпу, практически не было очередей в магазины и, что особо отрадно, туалеты, а также пьяных драк и мусора. О том, как это возможно сделать, «Бумага» узнала у организаторов фестиваля Тоомаса Каллио и Мейры Паппи.
Тоомас Каллио
директор по артистам
Мейра Паппи
ответственная за международный маркетинг
Об истории фестиваля
Когда фестиваль начинался, это была одна клубная ночь на нескольких сценах. Мы приглашали только тех, кого знали, еще не было успешного бэкграунда с точки зрения музыкального промоутирования. Главная идея осталась той же, что и десять лет назад. Этим летом мы поменяли расположение главной сцены и нескольких других. Главное, мы получили новую барную лицензию. Для нас это было большим вызовом, но теперь фестиваль закрыт для детей. Надо понимать, что в Финляндии очень строгие законы: в прошлом году нам пришлось перегородить полфестиваля ограждениями, чтобы отделить зоны для употребления алкоголя. В этом году нам стало с этим немного попроще.
О том, как и кто делает фестиваль
Подготовка фестиваля занимает целый год. Мы немного отдохнем — и вновь за работу. С дедлайнами у нас в Финляндии нет проблемы, люди как-то привыкли. На Flow вместе с нами работает очень много волонтеров. За работу на фестивале они получают сувениры: футболки и сумки. Кроме того, их кормят и у них есть возможность посмотреть на исполнителей. Вообще, у нас четыре типа сотрудников. Первые — те, кто работает весь год. Вторые — кто занят полгода. Третьи — интерны, вроде девушки-дизайнера, которая помогает нам с оформлением. И, наконец, волонтеры, которые, например, собирают мусор или помогают людям найти дорогу.
О договоренностях с властями и экологии
В Финляндии очень строго с тем, чтобы играть на улице по вечерам. Но надо понимать, что со временем Flow Festival стал важной летней институцией в Хельсинки. Мы нашли понимание с городскими властями. Но территория [бывшей электростанции в центре города] каждый год меняется и застраивается. И кто знает, сколькими процентами площади нам придется «пожертвовать» в 2014-м. Там, где сейчас стоит Nokia Blue Tent (вторая по значимости и размеру сцена фестиваля — прим. «Бумаги»), должны начать строительство новых зданий.
С договоренностями тяжело каждый год. Этим летом по соседству построили жилые дома. Мы были вынуждены присылать жителям специальные письма, где извинялись за любой шум и иные неприятности, связанные с фестивалем. Пока никто не жаловался и не протестовал. Но здесь с каждым годом строят все больше зданий. И мы не знаем, останется ли фестиваль на этой территории. Все отходы с фестиваля перерабатываются, мы стараемся вообще не оставлять следов. А если, к примеру, нам приходится заказывать самолет для артиста, то мы жертвуем какую-то сумму экологическим организациям, борющимся с загрязнением воздуха или сажающим деревья.
О том, почему не нужны хедлайнеры
Нам нужны важные артисты, но мы не особо заточены на хедлайнеров как таковых, как немецкие и европейские рок-фестивали. Мы их даже хедлайнерами не называем, потому что не верим в подобную модель создания музыкального события. Но для нас их присутствие не является вопросом жизни и смерти, как для большинства подобных событий в Европе.
О новых алкогольных правилах
В Финляндии очень строгие алкогольные законы. И только в этом году нам дали разрешение на то, чтобы фестиваль стал одним большим баром. Ты можешь ходить с напитком где угодно, разве что перед сценой это запрещено. Финская аудитория всегда страдала из-за этих перегородок, приходилось побыстрее допивать — никакого удовольствия.Об уникальном контенте и сотрудничестве
Конкуренция на рынке очень высока, цены тоже высоки. Когда мы работаем вместе с фестивалями Oya и Way Out West, у нас есть возможность предложить артистам более гибкое расписание, часто многие успевают выступить на всех трех. Но Way Out West больше с точки зрения пропускной способности: через него может пройти 27 000 человек. У нас — 20 000, у Oya — 15 000. У WOW больше высокооплачиваемых артистов, которых мы не можем себе позволить из-за стиля или из-за стоимости. Кроме того, WOW больше заточен на перспективных новичков, чем мы. Oya более разнообразен стилистически. Но в целом идеологически мы близки. К примеру, все три фестиваля стараются быть, что называется, eco-friendly.
Профайл Flow отличается от подобных событий в Финляндии. У нас особая жанровая направленность. Например, Way Out West больше предназначен для местной, шведской аудитории и там очень много локальных артистов. Мы же не буким металл, рок. Кроме того, у нас есть кино и арт, к нам приезжает очень много иностранных, в том числе и русских слушателей. Наш фестиваль, скорее, предназначен не для тинейджеров, а для публики от тридцати и выше. Ей нужна хорошая еда, ей нужен бар с шампанским, ей не хочется спать в палатке в грязи, ей хочется послушать музыку и пойти домой.