В Новом музее проходит выставка Михаила Карасика «Ленинградский архитектурный конструктивизм: Дворцы культуры, фабрики-кухни, бани и др.». В экспозиции представлен один экземпляр нового альбома художника и вся графическая серия. Корреспондент «Бумаги» Елизавета Матвеева рассказывает об идеологической архитектуре первых лет жизни страны советов, надеждах пролетариата и их воплощении в фабриках-кухнях и домах-коммунах.
Фото из архивов Нового музея
Михаил Карасик один из немногих работает в жанре книги художника, и его по праву можно назвать лидером этого направления. Объектом этой выставки стала книга «Ленинградский архитектурный конструктивизм: Дворцы культуры, фабрики-кухни, бани и др.», в которой художник восстанавливает образы визуально знакомых любому петербуржцу памятников архитектурного конструктивизма 30-х годов прошлого века. Экспозиция состоит из автолитографий и больших панно, в которых художник размышляет над архитектурными образами конструктивизма. Дворцы культуры, фабрики-кухни, бани… Контраст и выразительность полутоновых фоторепродукций и глубоких цветовых подкладок. Художник компонует в одной плоскости два разных ракурса одного здания, переворачивает и вращает их.
Конструктивизм как архитектурное направление уникален. Возникший в 20-е годы ХХ века, он был олицетворением царившей тогда идеологии пролетариата и коллективизма и глобальным воплощением актуального для того времени кубизма. Именно конструктивизм подарил современному дизайну прямые углы в мебели, лаконизм, строгость и простоту линий, прямоугольные ритмы, геометризацию пространства, однозначность и ясность конструкций. Произведения архитектурного конструктивизма намеренно создавались из недолговечных материалов и выполнялись в натуральную величину. Никто их архитекторов не рассчитывал на большее, чем двадцать лет. Они проектировали не конкретные здания, а методику создания коллективного общежития и коллективной жизни в целом. Сам метод строительства стремился не только воспитать нового человека в условиях коллективного труда, отдыха и быта, но и изменить визуальный облик Ленинграда.
Поколение нынешних двадцатилетних совершенно не имеет представления об атмосфере тех лет и зачастую не знает, что такое фабрики-кухни и дома-коммуны. Архитектура — это зеркало процессов, происходящих в обществе. Она неразрывно связана с временем и местом и отражает стремления, надежды и переживания современников. Так, и конструктивизм, с одной стороны, строил новое настоящее, а, с другой, проектировал будущее. Это явление — одно из немногих, зарождением которого может похвастаться Россия. К сожалению, сегодня архитектурные памятники конструктивизма находятся в упадке, постепенно погибают и уничтожаются. В Петербурге их буквально можно пересчитать по пальцам. И эта выставка, как и альбом, оказывается результатом оптической археологии и ярким документальным доказательством обманутых надежд и наивных утопичных ожиданий построить типовую счастливую жизнь с помощью коллективных кухонь, бань и квартир и «обобществления» труда, быта и отдыха.
Выставка продлится до 15 июля.