12 августа 2024

«Это энергия из-под земли». Как ансамбль из Петербурга собирает в деревнях и открывает слушателям русский фольклор

Это рубрика «Вдох. Выдох», в которой мы рассказываем о вдохновляющих людях.  Подпишитесь еще и на нашу рассылку — и замечайте больше хорошего вокруг 💚

Два с половиной года назад петербуржцы создали проект Toloka — современный ансамбль русской аутентичной музыки. Сейчас в нем шесть исполнителей. Они выступают с концертами, сотрудничают с современными музыкантами и ездят в экспедиции по деревням.

Для рассылки «Вдох. Выдох» «Бумага» поговорила с продюсером коллектива Екатериной Ростовцевой о том, зачем сегодня исполнять фольклор и что благодаря ему слушатели могут понять о себе.

Как из интереса к фольклору вырос целый ансамбль

 — Фольклор интересовал меня всегда. Я родилась и выросла в очень многонациональном окружении: русские, украинцы, крымские татары, корейцы, цыгане и я где-то посередине. Я видела, как в разных семьях сохраняется аутентичная национальная культура, и в этом смысле мне всегда было немного обидно за русскую культуру — такую богатую, но как будто бы немного нами забытую. Поэтому когда в 2020 году я переехала из Австрии, где жила с 13 лет, в Россию, то сразу начала выяснять, как вообще обстоят дела с русским фольклором.

Моя подруга Тина Кузнецова посоветовала мне пойти попеть к Лизе Аньшиной, сейчас — музыкальному руководителю ансамбля Toloka. И мы с Лизой, что называется, спелись. После первого глубокого соприкосновения с русской народной музыкой я была поражена ее богатством: столько регионов, столько разных звучаний и невероятных исполнителей, столько материала — и почти никто из широкой аудитории этого не знает. 

Лиза призналась, что мечтает о собственном ансамбле. Я сказала: давай сделаем! Мы начали собирать команду, это было в ноябре 2022 года. Нашим первым проектом стал «Рождественский вертеп» в «Севкабель Порту». Это был что-то вроде теста: насколько людям вообще нужна такая музыка. Оказалось, нужна — публика собралась на тогда еще ноунейм ансамбль. Так появилась Toloka.

На то, чтобы придумать название, у нас была всего пара недель. В качестве референса держали в голове слово «молоко» — лаконичное и мелодичное. При этом хотелось, чтобы название отражало, что мы вместе делаем какое-то общее дело. Так мы вспомнили о толоке — форме деревенской взаимопомощи, когда крестьяне работали сообща.

В чем миссия ансамбля

Так получилось, что для всех ребят в нашем коллективе фольклорная музыка — это дело жизни. Многие из них окончили Санкт-Петербургскую государственную консерваторию по специальности этномузыкология, и, даже если бы не пели вместе, всё равно бы занимались этим. Наша основная задача — популяризация русской народной музыки. Для ее сохранения в России сделано довольно много: есть архивы консерваторий, где всё уже давно собрано и прекрасно описано. Но это богатство доступно избранным, о нем знают только специалисты. Мы хотим открыть его людям.

Зачем? Когда исполняешь аутентичную музыку или слушаешь ее, чувствуешь себя причастным к чему-то большему, чем ты сам. К каким-то очень глобальным культурным процессам, к своему культурному коду. Это невероятное ощущение, его сложно описать словами. Но делиться им с другими — невероятное счастье.

Нашу деятельность можно разделить на три направления:

  • Аутентичное направление, где мы исполняем фольклорную музыку саму по себе. Послушать нас можно на концертах, на ютьюбе, скоро наши записи появятся на стриминговых платформах.
  • Коллаборации с другими музыкантами. Чаще всего это эксперименты, и мы идем в них сознательно: пытаемся интегрировать фольклор в современную музыку и культуру так, чтобы он не выглядел дико или странно. Например, в июле мы на фестивале «Выкса» участвовали в перформансе Хаски, Димы Кузнецова, и композитора Алексея Ретинского. А в сентябре мы присоединимся к музыкальному перформансу Radix в «Электротеатре Станиславский» с участием Сюзанны, Никита Каменского, Алексея Ретинского.
  • Экспедиции. Мы совсем недавно вернулись из нашей первой крупной поездки, которую назвали «Экспедицией домой». Для этномузыкологов она может выглядеть несерьезно: все исполнители, с которыми мы встречаемся, уже давно записаны. Но у нас тут другая цель — показать этих людей широкой аудитории.
Фото: Сергей Мисенко

Как проходила «Экспедиция домой»

— В самом названии экспедиции два уровня: с одной стороны, для нас для всех это возвращение к истокам, к русскому фольклору, а с другой — мы отправились в те места, из которых родом мы сами или наши родственники. 

Чтобы понять какую-то глубинную культуру, не важно русскую, корейскую или китайскую, нужен проводник: он помогает узнать ее и полюбить. Мы стали такими проводниками друг для друга и для нашей аудитории — поехали в те места, где выросли, куда приезжали на лето, о которых много слышали. Это Тамбовская область, село Советское и его окрестности, откуда мои родственники. И Липецкая область, откуда наш музыкальный руководитель Лиза. Она знала многих исполнителей и показывала нам, как у них что принято. 

Иногда мы точно знали, что в каком-то селе или деревне живет определенный исполнитель — из экспедиций других этномузыкологов. У нас есть список, мы приезжаем на место, идем в магазин или администрацию и спрашиваем, живет ли тут всё еще Кузнецова Александра Дмитриевна, например.

Ну а дальше ты пытаешься всех обворожить: кому-то конфеты, кому-то пять капель, а кто-то просит спеть. Мы стараемся накрывать стол, потому что поняли, что за столом в простом человеческом общении люди раскрываются лучше всего. Кто-то приглашает нас домой, с кем-то встречаемся в местном Доме культуры. А дальше разговариваем-разговариваем и поем вместе. Это всегда невероятно трогательные моменты — часть из них мы показываем в нашем инстаграме. Судя по тому, что наша аудитория в соцсети выросла с начала экспедиции в 12 раз, с 5 до 60 тысяч, значит, это трогает не только нас.

Итогом нашей экспедиции станет документальный фильм, где мы расскажем историю русского фольклора через людей. Планируем показать его в октябре.

Что народная музыка помогает понять о русской культуре

Главное открытие для меня, наверно, в том, что в репрезентациях в массовой культуре фольклор как будто бы кастрирован. На первый план выпячивается обычно какая-то одна сторона: то благостные женщины-лебедушки в платьях, то хтонь русской деревни. 

На самом деле русская культура больше всего этого. Она очень яркая, шероховатая, без купюр. В ней есть место и благостности, и крепкому русскому мату. Она про кипящую жизнь: люди рождаются, влюбляются, изменяют, работают, умирают, тоскуют, радуются — и обо всём этом поют. И на самом деле в этом нет какого-то надлома, трагедии: они просто живут свою жизнь, это такая энергия из-под земли. И мы хотим передать ее слушателям во всей полноте.

Как обойти Роскомнадзор? 👀

Подпишитесь на рассылку «Вдох. Выдох» с главными новостями дня — ее невозможно заблокировать

Что еще почитать:

  • «Чем больше мы видим чужие тела, тем проще жить с собой и другими». Как проект с обнаженными фото объединил женщин старшего возраста.
  • Как изменился облик Петербурга при Беглове? «Тучков буян» не построили, градозащита потеряла независимость, но общественных пространств стало больше.
Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.