В фильме «Лето» Кирилла Серебренникова Рома Зверь не только сыграл одну из главных ролей, но и исполнил песни Майка Науменко. За саундтрек к картине он вместе с гитаристом Германом Осиповым получил награду на Каннском фестивале.
Рома Зверь рассказал «Бумаге», как работал над музыкой в «Лете», почему сначала отказывался от роли в фильме, чем его заинтересовала фигура Майка Науменко и как сильно рок-музыканты начала 2000-х отличаются от тех, что были в 1980-е.
— В предыдущих интервью вы упоминали, что, по вашему мнению, Майк Науменко незаслуженно забыт. Как вам кажется, почему так вышло?
— Скорее всего, время сыграло свою роль. Майк был воспитан на рок-н-ролле, а в те годы уже пришла «новая волна». Мне кажется, он просто не вписался.
Кроме того, Майк был достаточно принципиальным человеком, знал себе цену. Готовясь к фильму, я прочитал воспоминания Натальи Науменко, где описана куча таких случаев: как он сопротивлялся «новой волне», не принимал ничьи подачки. Даже если ему предлагали «Мальборо», он отказывался. Думаю, всё это сказалось на его жизни и карьере.
— Как вам кажется, через 20–30–40 лет оценка его творчества как-то поменяется?
— Думаю, нет. С каждым годом время ускоряется, одно сменяет другое. Но может быть, благодаря фильму многие узнают о Майке.
— Вы удивились, когда Кирилл Серебренников предложил вам сыграть Майка Науменко?
— Сначала я удивился, что Кирилл мне в принципе предложил роль в кино. Я спросил: «Ты уверен?». Он ответил: «Да, я видел, как ты играешь в клипах». Я говорю: «Если ты уверен, то хорошо. Всё на твоей ответственности». Для меня сыграть в «Лете» было большой честью, но я не был до конца уверен в своих силах.
— Во время съемок вы как музыкант проводили параллели между тем временем и началом 2000-х, то есть временем появления «Зверей»? Как сильно поменялись рок-музыканты и рок-тусовка?
— Идеей Кирилла было показать в фильме последнее лето, после которого в музыке началась совсем другая история. До этого музыканты ходили друг к другу в гости, пели песни на квартирниках, дружили. С началом перестройки начался шоу-бизнес. Как только пришла коммерция, всё это исчезло. И Ленинградский рок-клуб на этом, в общем-то, закончился.
В Таганроге, откуда я родом, в конце 1990-х — начале 2000-х еще витали остатки былой эпохи: квартирники, посиделки, откровенные беседы, тексты, переписанные от руки. В Москве всё было по-другому.
— Как я поняла, до «Лета» вы не были большим поклонником «Зоопарка». После фильма вас зацепила эта музыка?
— Когда, [работая над саундтреком], мы начали поднимать песни «Зоопарка», я вдруг вспомнил, что слышал их на тусовках, проходивших у нас в Таганроге. При этом слышал не оригиналы песен, а то, как их пели мои друзья. Когда они всплыли у меня в памяти, было удивительное чувство, как будто вдруг очутился в своей юности.
Но «Зоопарк» — это не совсем моя музыка, мы из другого поколения. Я, наверное, больше воспитан на «новой волне», нежели на рок-н-ролле. Рок-н-ролл я стал узнавать гораздо позже, лет семь назад.
Тем более в то время (в 80-е годы — прим. «Бумаги») была такая проблема, что не все музыканты могли записать песни так, как им хотелось. Мне кажется, это произошло и с Майком: он не смог воплотить в жизнь то, что было у него в голове. Не было ни аппаратуры, ни возможностей, ни звукорежиссеров. Поэтому мне тяжеловато слушать «Зоопарк».
— А фигура самого Майка вас заинтересовала?
— Да. Во многих историях, связанных с ним, я увидел себя. Много совпадений в характере.
— Не было ли мыслей, что хорошо было бы оказаться в 80-х, на одной сцене с Цоем, Майком?
— Нет, это было грустное, несвободное время. Поколение кочегаров и сторожей. Чтобы не посадили за тунеядство, приходилось где-то работать, а в свободное время заниматься тем, что любишь. Это страшная ситуация, ничего романтического в этом нет.
— 24 августа вышел саундтрек к фильму. На этом для вас история с «Летом» закончена?
— С выходом саундтрека было много проблем, в том числе с авторскими правами, мы продолжаем работу. 6 сентября выйдет документальный фильм «После Лета» о прототипах героев фильма. Чуть позже еще будет фильм о фильме.
— «Лето» — фильм об атмосфере времени. Как вам кажется, если бы снимали фильм про настоящее время, то что это был бы за фильм и какая бы в нем была музыка?
— Наверное, это был бы фильм, состоящий из примерно 30 новелл очень коротких и очень глупых. Короткие истории в формате инстаграма. Что-то непонятное — посмотреть и не вспомнить. А музыка была бы — вся подряд.
8 декабря в Петербурге состоится концерт группы «Звери». Билеты можно купить на сайте.