Скандалы в системе высшего образования продолжаются. На днях министр образования Дмитрий Ливанов уволил ректора РГТЭУ, студенты которого бастовали против «списка неэффективных вузов». В ноябре выяснилось, что наряду с многочисленными университетами и институтами в нашумевший список попали творческие вузы, в том числе и СПбГАТИ. 24 декабря стало известно, что академия осталась в списке и после проверки независимой комиссии.
«Бумага» попросила выпускников и студентов Театральной академии рассказать об учебном процессе и поделиться впечатлениями от «неэффективных» студенческих лет.
Рикардо Марин
актёр театра «Мастерская», выпускник мастерской Григория Козлова
Фото: Анна Рассадина / «Бумага»
— В какой-то момент в моей голове соединились две вещи — интерес к театру и интерес к коммунистической России. После школы я понял, что их можно соединить в один, и отправился в Петербург. На мой выбор повлиял, в том числе, и тот факт, что в нашей академии, в отличие от большинства театральных вузов на западе, можно сразу поступить на режиссёрский факультет, тогда как в США и Европе ты зачастую обязан сначала выучиться на актёра и только потом заниматься режиссурой. Мне было восемнадцать, я хотел всего сразу, поэтому и приехал сюда.
Виктория Воробьёва, актриса:
«Зачем набирать такое количество в итоге безработных актёров? На мой взгляд, необходимо в корне менять систему преподавания и набора»
Виктория Воробьёва
актриса Александринского театра, выпускница мастерской Игоря Горбачева, бывшего художественного руководителя театра им. Пушкина (теперь — Александринский театр)
— Мы в основном жили в театре, а в институт бегали на лекции и на занятия по танцу и сцендвижению. Таким образом, наша жизнь была связана с местом, в котором я и по сей день имею счастье работать. Большие мастера и педагоги ушли из жизни, а новых, к сожалению, пока не появилось. Когда я слышу, кто сейчас преподаёт, меня это огорчает. За последнее время знаю только один эффективный и по-настоящему творческий выпуск — это кукольники курса Кудашова, где мастерство преподавал Сергей Бызгу. Все ребята пошли в театр к мастеру, так и должно быть: все остальные просто никому не нужны. А зачем набирать такое количество в итоге безработных актёров? На мой взгляд, необходимо в корне менять систему преподавания и набора.Андрей Папанин
актёр ТЮЗа и участник лаборатории ON-театр, выпускник мастерской Анатолия Шведерского
«Не хватает грамотных менеджеров и организаторов. Артист этим заниматься не может, он должен делать своё дело»
Дмитрий Кушнерев
студент СПбГАТИ
— Мой курс — выпускной, и мы не знаем, чем будем заниматься в дальнейшем. Дипломы получим, а что будет дальше — пока непонятно. В нашей профессии ты либо лучший, либо никто. Ещё наш мастер говорит: нельзя научить, но можно научиться. В академии я бы не стал ничего править. Я бы поработал над собственной ленью и будильник бы погромче сделал, а в процессе обучения не изменил бы ни капли.Антон Багров
актёр театра им. Ленсовета и Балтийского дома, выпускник мастерской Бориса Голубицкого
Борис Голубицкий — художественный руководитель Орловского государственного театра им. Тургенева. Уникальность орловского курса заключается в том, что студенты учились при театре, в СПбГАТИ приезжали только на сессию.«Играть в кино не учат, а ведь это отдельная профессия. Так что нужно либо писать только про актёра театра, либо обучать этому, как делают на Западе»