17 мая 2024

«Доверять жизни и снимать». Посмотрите три новых фильма про Петербург с «Артдокфеста». Мы поговорили с авторами

С 2022 года «Артдокфеста» в России нет. После многочисленных провокаций фестиваль закрыли, но часть программ перенесли онлайн — благодаря этому фильмы на ограниченное время становятся доступны из любой точки света. 

Специально для «Бумаги» кинокритик Юрий Михайлин выбрал из программы этого года три наиболее интересных фильма о Петербурге и поговорил с их авторами. Два фильма можно посмотреть по ссылкам ниже в течение двух недель.

«Ленинград 4»

Киноэссе о пространстве Ленинграда 70-80-х годов, запечатленном фотографами андеграунда. Белые ночи, следы империй, фотолетопись жизни Майка Науменко, культура пивных ларьков,  одиночество, горечь утраты облика Летнего сада. Получился объемный и многослойный фильм о городе, времени и взгляде.

Дмитрий Фетисов

режиссер

Мой интерес к фотографиям Ленинграда связан с моим мастером, кинодокументалистом Владиславом Виноградовым. В его фильмах «Летний сад», «Коммуналка», «Река» много ленинградской фактуры. Мне также всегда нравились фильмы Ленинградской студии документальных фильмов («Обводный канал», «Рок», «Скоро лето»).

Я просмотрел море фотографий Ленинграда второй половины двадцатого века. Внимательно изучал на фото детали, свет, вывески на зданиях, фактуры дверей, окон, одежды и прочее. Я воспринимаю эту фактуру как особое зазеркальное пространство, в котором я никогда не был и не буду — черно-белый документальный Ленинград. 

Фотография сильнее видео. Застывшее изображение таит в себе больше мифа, тайны. Чтобы хотя бы на минималках воссоздать это фото-пространство, проникнуть в него средствами кино, я обратился к фотографам, запечатлевшим то время и тот город.

Для меня главными из них среди ныне здравствующих всегда были именно те, кто присутствует в фильме: Александр Китаев, Людмила Таболина, Андрей Вилли Усов, Сергей Подгорков и Валерий Вальран.

Александра Китаева мы снимали в его легендарной мастерской в историческом районе Коломна. В 90-х и нулевых годах в этой мастерской собирался весь «полусвет, богема» фотографической тусовки Питера. Как он сам иронично выражается, «какой только творческой сволочи здесь не было».

«4» в некоторых культурах и мифологиях означает число заката, конца. Так и получается: в первой новелле «умирают» белые ночи с естественным освещением, во второй — легендарный музыкант Майк Науменко под аккомпанемент трека БГ «Death of King Arthur», в третьей мы прощаемся со старым Летним Садом, в четвертой умирает империя. А знаменует этот квартет фото-экспонометр под названием «Ленинград 4», с которого начинается фильм.

Часть не вошедшего материала я оформил в выпуски своего видеоблога.

«Ушедшее»

Когда режиссеру фильма Саше Патрунову было девять, он играл во дворе в мяч. Мимо проходила девушка с фотоаппаратом и попросила его ударить по мячу так, чтобы тот полетел в сторону объектива. Удар вышел отличным — мяч попал точно по фотоаппарату, который оцарапал фотографу лоб. Спустя 13 лет Саша нашел тот снимок на сайте фотографа Анны Бочаровой, связался с ней, и они решили сделать еще один кадр вместе. В результате получилось исследование об отношениях момента и снимка, времени и его отражения в фотографии.

Саша Патрунов

режиссер

Мы все находимся в Петербурге: я здесь учусь, Аня — работает, да и этот мяч много лет назад я пнул именно здесь. Для Ани как для уличного фотографа Петербург — гораздо больше, чем просто город. Каждый Божий день она встает и идет искать сюжеты на улицах города, «в обычную серую погоду, чтобы взять кадр из ничего». Для нее это генератор сюжетов или некий организм, где постоянно что-то меняется, создаются всё новые и новые истории. И наша с ней — одна из них.

«Желание»

Новогоднюю ночь 2022-2023 режиссер фильма Даша встречает одна — друзья разъехались в разные страны. Даша выходит на улицу с камерой и несколькими пачками Киндер-шоколадок, подходит к незнакомым людям в магазинах, в метро, на площадях, дарит каждому шоколадку и спрашивает, о чем тот мечтает. Затем просит написать желание на бумажке, обещая потом их сжечь, чтобы все исполнились.

Даша нашла собственный способ преображать тоску жизни в кино, позволяющее лучше пережить трудные времена. Люди рассказывают Даше всё подряд. Многие одиноки и потеряны. Далеко не все мечты герои говорят вслух, хотя главное желание прочитывается без слов. В конце Даша сжигает десятки бумажек, и мы видим, что там написано. Фильм наполнен свободой, легкостью и доброжелательностью к незнакомцам.

Смотреть трейлер фильма «Желание»

Дарья Искренко

режиссер

На третьем курсе Института кино и телевидения нужно было делать курсовую. Впереди был Новый год, и я подумала, что это очень интересно — снять фильм про новогоднюю ночь, когда люди могут быть особенно откровенны и сентиментальны. 

Я решила погулять и поговорить с людьми про их мечты и чувства. Но как говорить? Я вспомнила, что на Новый год есть ритуал — писать желание на бумажке, сжигать ее, кидать в шампанское и пить. Таким образом желание сбывается. Мне стало интересно: чего сегодня желают люди? Что они чувствуют от наступления нового года? Как прошел их год, который для многих был шокирующим и необычным? Я знала, что людям будет чем поделиться.

Съемочная ночь была всего одна. Следующая такая ночь была бы только через год, и то — она будет уже совсем иной. Интересно снимать с ощущением, что у тебя есть только один шанс — здесь и сейчас. Остается лишь расслабиться, взять камеру, держать идею в голове, доверять жизни и снимать.

Я решила дарить своим героям шоколадки. Я люблю делать маленькие подарочки прохожим — либо ношу с собой конфетки, либо, когда покупаю на кассе продукты, кладу на ленту какую-то шоколадку и оставляю ее кассиру. Доброе отношение к человеку меня очень вдохновляет. 

Не знаю, изменился ли город за последние два года. Я замечаю, как изменилась я, и от этого — мое восприятие города и людей в нем. Я стала более открыта к людям, и они мне дарят это в ответ. Появилось желание жить прямо сейчас, потому что я не знаю, будет ли у меня завтра.

Однажды на показе меня спросили, осуждаю ли я кого-то из своих героев. Я поняла, что когда беру камеру и иду снимать, я превращаюсь из Даши-человека в Дашу-режиссера. Отличие в том, что Даша-режиссер воспринимает каждого уникальным, а не «правильным« или «неправильным«, видит человека большим, чем его одежда, манеры, поведение, старается понять и принять. У Даши-режиссера взгляд и душа шире, она умеет сопереживать и сострадать, а просто Даша — нет. Было удивительно обнаружить в себе такую двойственность, и теперь я стараюсь общаться с людьми да и вообще жить через Дашу-режиссера, потому что там — любовь. Думаю, это главное, чему меня научили мои фильмы.

Видите, есть и хорошие новости 💚

Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.