К 2021 году в Кузнечном переулке для литературно-мемориального музея Достоевского планируют построить новое здание: в старом сотрудникам и посетителям уже не хватает места.
Всероссийское Общество охраны памятников уже раскритиковало проект нового корпуса за внешний вид, депутат Борис Вишневский требует прояснить юридический статус объекта, а местные жители жалуются, что из-за стройки исчезнет единственная зеленая зона улицы.
«Бумага» рассказывает, каким будет новый корпус музея, что в нем появится и как руководство проекта реагирует на критику.
Новое здание для музея Достоевского планируют построить к 2021 году. Это будет общественное пространство с кафе и лекторием
Новый корпус литературно-мемориального музея Достоевского планируют открыть в 2021 году, то есть в год 200-летия со дня рождения писателя.
Основное здание находится по адресу Кузнечный переулок 5/2. Здесь Достоевский написал повесть «Двойник» и роман «Братья Карамазовы».
Новый корпус планируют построить рядом, на площадке между домами номер 5 и 9 по той же улице. Сейчас на месте запланированной стройки находится зеленая зона — дом на этой площади снесли в советское время.
Согласно «дорожной карте», проектирование должны завершить к третьему кварталу 2018 года, а строительство — к первому кварталу 2021 года.
В новом здании откроется общественное пространство. Там должны появиться театральный зал на 118 мест, литературное кафе, интерактивная библиотека, лекционные залы, книжный магазин, зимний сад и хранилище для экспонатов.
— [Со строительством нового здания] освободятся площади, и для туристических групп появится больше места. Появятся дополнительные выставочные пространства и пространства для детских программ. Например, мы думаем восстановить кухню, где ела семья Достоевского. Но до конца мы не знаем еще о том, как изменится конфигурация музея.
При этом старое здание также будет реконструировано до 2021 года, отмечает руководство музея. Даты реконструкции пока не объявлены.
Новый корпус планируют строить за счет инвестиций и пожертвований. На проект требуется около 600 млн рублей
Строительством нового здания руководит некоммерческий фонд «Петербург Достоевского». В апреле 2018 года его учредители (это предприниматель Андрей Якунин, архитектор Евгений Герасимов и директор музея Наталья Ашимбаева) получили разрешение от Смольного на строительство. При этом губернатор Георгий Полтавченко поставил условие: фонду разрешат строительство в Кузнечном переулке, только если его учредители к началу работ подтвердят наличие хотя бы 60 % необходимых для этого средств.
На пресс-конференции по случаю запуска нового проекта учредители фонда заявили, что стоимость нового корпуса музея предположительно составляет 600 миллионов рублей. Они утверждают, что проект будет финансироваться за счет фонда, частных инвестиций и пожертвований. «Мы постараемся обойтись без иностранных инвестиций», — подчеркнули учредители фонда.
При этом они заявляли, что у компаний-инвесторов не будет права работать на территории музея в будущем или некоторое время распоряжаться зданием.
На данный момент соучредитель фонда Андрей Якунин, отвечающий за финансирование проекта, утверждает, что все заработанные на территории нового корпуса средства будут тратиться на развитие музея.
Учредители «Петербурга Достоевского» предполагают, что новое здание сразу же после строительства будет передано в пользование музея, но при этом останется в собственности фонда.
Площадь нового корпуса — 1600 кв. метров. Со старым зданием его может соединить стеклянный атриум
Первый проект нового здания еще в 2016 году специально для Музея Достоевского создало архитектурное бюро «Евгений Герасимов и партнеры». Герасимов — петербургский архитектор и один из учредителей фонда «Петербург Достоевского».
По задумке архитектора, новый корпус будет соединен со старым помещением стеклянным атриумом, который также должен стать главным входом.
Сейчас эту концепцию в руководстве музея считают основной, отмечая, что она может немного меняться в зависимости от хода строительства. На данный момент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» называют главным проектировщиком проекта.
— В основных параметрах по функционалу и размеру здание останется примерно таким, но какие-то изменения планировочных решений и внешнего вида возможны, — сообщал Герасимов, отмечая, что «музей должен быть необычным, как творчество Достоевского».
На пресс-конференции 10 апреля учредители фонда отметили, что ориентируются на современные модели музеев: например, на Музей военной истории в Германии, музей The Novium в Великобритании и Музей азиатских цивилизаций в Малайзии.
Зампред Общества охраны памятников утверждает, что стиль нового здания разрушит историческую среду района
После того, как в 2016 году бюро «Евгений Герасимов и партнеры» опубликовало макет корпуса, зампредседателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов раскритиковал его.
Кононов утверждал, что корпус может кардинально изменить облик исторического квартала и «ничем» не соответствует среде района. «Меня всё смутило — и стеклянная часть с атриумом, и высота, и то, как это выдвинуто на красную линию (граница, определяющая участок земли, отведенный под застройку — прим. „Бумаги“). Если там возводится новое здание, оно должно быть заглублено, не может выходить на красную линию в принципе», — утверждал он.
В 2018 году Кононов снова отметил, что возведение современного здания уничтожит то, «на чем основан мемориальный характер музея». Он добавил, что не понимает, зачем музею нужно расширение в таких масштабах, и предложил переместить его со стороны улицы во дворы.
Учредители фонда утверждают, что строят «музей XXI века». «Если пытаться скопировать прошлое, ты всегда будешь на позиции догоняющего. А если дать возможность сотрудникам музея создавать культуру, использовать то, что было, и предвосхищать то, что будет, это будет город, в котором будет интересно не только жить, но и бывать», — сказал на пресс-конференции соучредитель фонда Андрей Якунин.
Депутат Борис Вишневский тоже раскритиковал внешний вид нового корпуса и запросил доказательства того, что «музей не будет выселен из здания»
10 апреля депутат Закса Борис Вишневский сообщил на своей странице в фейсбуке, что направил на имя вице-губернатора Игоря Албина обращение из-за строительства нового корпуса музея.
В посте он назвал новое здание «очередной коробкой в историческом центре Петербурга», а также запросил предоставить концепцию развития музея и вынести вопрос о строительстве на заседание Совета по культурному наследию при Правительстве Петербурга.
К тому же депутат попросил ответить, какая часть нового корпуса будет использоваться музеем и «где [при планируемом юридическом статусе объекта, когда корпусом владеет фонд „Петербург Достоевского“] гарантии, что музей не будет в любой момент выселен из здания его собственниками, если они того вдруг пожелают».
Депутат также поинтересовался, как бессрочное владение музея новым зданием закреплено юридически и как закреплено наличие музея в составе фонда без привязки к физическому лицу (директор музея Наталья Ашимбаева — одна из трех учредителей «Петербурга Достоевского»).
На момент написания материала Игорь Албин еще не отреагировал на обращение.
Жители соседних домов критикуют проект за то, что он уничтожит «последний сквер» в Кузнечном переулке
10 апреля у Музея Достоевского, где проходила пресс-конференция по поводу расширения, петербургский активист стоял с одиночным пикетом против строительства нового корпуса с плакатом: «Господин Албин! Вместо последнего сквера в Кузнечном переулке стеклянно-бетонная коробка? Петербуржцы против». Пикет проходил в рамках протестной акции против застройки скверов в исторической части города.
Строительство нового здания критиковали также в движении «Центральный район за комфортную среду обитания», которое и провело пикет. Координатор движения Ярослав Костров заявил, что «во Владимирском муниципальном округе крайне мало зеленых насаждений. Поэтому любую застройку зеленых зон допускать нельзя».
Руководство фонда говорит, что сейчас территория, которую планируют застроить, используется как место для курения студентов, а тротуар рядом — как место для несанкционированной торговли. «Двор используется для парковки машин, так что говорить, что это благоустроенный сквер, нет никакой возможности», — утверждает соучредитель фонда и архитектор проекта нового здания Евгений Герасимов.
Руководство музея утверждает, что сейчас им не хватает места для работы. И в здании нет пандусов для людей с инвалидностью
Литературно-мемориальный музей Достоевского открылся в здании на Кузнечном переулке в 1971 году. В нем по фотографиям воссоздана квартира писателя, в выставочном пространстве расположены экспонаты, рассказывающие о его жизни и творчестве.
Директор музея Наталья Ашимбаева утверждает, что руководство уже давно задумывалось о расширении пространства, потому что в нем не хватает места для сотрудников. По ее словам, решению проблемы препятствовали недостаток финансирования и «вопрос с предоставлением земельного участка».
«У нас один выставочный зал — и проекты “наступают” друг на друга. Нам приходится снимать выставки, чтобы открывать другие», — утверждает Ашимбаева.
Соучредитель фонда «Петербург Достоевского» Евгений Герасимов отмечает, что из-за устройства здания сейчас в нем нет пандусов для людей с инвалидностью. «Вход в музей расположен в подвальном помещении, изменить это [при существующем расположении] нельзя. Для XXI века это нонсенс, мы хотим, чтобы все люди могли попасть в комплекс», — говорит он.
Достоевский жил Петербурге по более чем 30 адресам, но для расширения музея их не рассматривали
В XIX веке дом на Кузнечном переулке 5/2, где сейчас находится музей, был доходным. Достоевский короткое время снимал в нем комнаты в 1846 году, а также на постоянной основе жил с 1878 по 1881 годы.
Кроме этого, писатель, как пишет достоевед Б. Н. Тихомиров в своем исследовании «Адреса Достоевского в Петербурге», жил более чем в 30 домах, большая часть из которых сохранилась до сих пор, но была реконструирована или перестроена. Здание на Кузнечном переулке также частично реконструировано.
Как утверждают учредители фонда «Петербург Достоевского», эти адреса не рассматривали при выборе места, так как музей планирует расширяться, а не переезжать.