Петербургский краевед Алексей Шишкин ведет для «Бумаги» рассылку о домах города: каждое письмо рассказывает удивительную историю одного из зданий, мимо которых мы ходим каждый день.
По мотивам этих писем «Бумага» составила гид для прогулки по центру Петербурга: от первого жилья балерины Анны Павловой на Лиговском проспекте, через дореволюционное кафе кокаинистов на Садовой и до офиса Областного совета кролиководов на Васильевском острове.
Чтобы каждую неделю читать подробные истории городских дворцов и особняков и людей, которые жили там в прошлых веках, подписывайтесь на рассылку «Бумаги» здесь.
Доходный дом Бажанова
Этот дом стал первым петербургским жильем звезды балета Анны Павловой, всемирно известного «умирающего Лебедя». Здесь ее мать Любовь Павлова держала прачечную. В доме жили и забытый сегодня писатель Алексей Мошин, и будущая поэтесса Серафима Бирман, пережившая блокаду.
Дом на Коломенской находился около неблагополучной Лиговки, поэтому часть квартир в нем занимали проститутки и сутенеры. В послевоенные годы в здании сделали капремонт: соорудили лифт и изменили планировку квартир. В 90-е здесь появилась комиссионная лавка для обедневших петербуржцев; при входе в подвал до сих пор находится вывеска «Прием на комиссию. Ремонт часов». А в некоторых парадных уцелела и дореволюционная бетонная напольная плитка — не все могли позволить себе керамическую.
Дом Каплуна
На рубеже XIX–XX веков в темно-зеленом доме с мезонином и росписями во дворе работала «Шоколадная и конфектная фабрика С. Васильева», мясная лавка Заблоцкого, аптека Наймана, парикмахерский магазин Линецкого, казенная винная лавка и пивная, домашняя еврейская молельня, меблированные комнаты «Версаль» и гостиница «Дунай».
Именно в «Дунае» произошло убийство проститутки Екатерины Герус, совершенное бывшим моряком Николаем Радкевичем — «петербургским Джеком-потрошителем», убивавшим эффектных брюнеток под девизом «Смерть красавицам!».
В советское время бывшую гостиницу преобразовали в рабочее общежитие: здесь жили ткачи и работники фабрики имени Петра Анисимова на Обводном канале, где сегодня располагается лофт «Ткачи». Теперь здесь находятся офисные помещения, кофейня Rudy’s Coffee, пекарня, аптека, парикмахерская и тату-салон.
Дом Воейковой, кинотеатр «Кристалл Палас»
Этот дом называли самым уродливым в Петербурге. Его автор — инженер Сима Минаш, оформивший интерьеры нового Царскосельского (теперь — Витебского) вокзала. Здание в стиле северный модерн резко выделялось, за что критик Георгий Лукомский назвал его «вопиющим вольнодумством». Интересная скульптурная деталь этого дома — фриз с изображением лебедей: в финской традиции это привратники мира мертвых.
Кроме многокомнатных квартир, здесь размещался знаменитый «Кристалл Палас» — первый кинозал города со звуковым оборудованием. Есть у дома и поэтическая история: в 1921 году после гибели Николая Гумилева в здании стали проводить собрания бывших участников Цеха поэтов, а в 1923 году именно здесь впервые в Петрограде читал стихи Борис Пастернак.
Сегодня в доме работают кондитерские магазины, гостиница, мини-маркет АВ Daily. В офисе на втором этаже расположена петербургская редакция издания «Аргументы и факты».
Доходный дом Мальцевых
Этот дом, принадлежавший Шуваловым, спроектировал автор дома Зингера Павел Сюзор. Здесь, в одной парадной с братом жил Петр Чайковский. Кроме того, в здании располагались меблированные комнаты Анны Францевич, где занимались типичным для дореволюционного Петербурга «законным мошенничеством». Например, если гость не глядя подписывался под условиями съема, его заставляли выплатить сумму за месяц, даже если он провел в «отеле» всего день.
Впоследствии дом на Невском «уплотнили»: на тогдашнем проспекте 25 Октября стали жить рабочие и служащие. В послевоенный период здесь появился первый в городе «Магазин-автомат» по продаже газированных вод: соков, пива и виноградных вин.
Сегодня в доме есть аптека, турбюро, сувенирный магазин, но, как и в дореволюционнные времена, здесь можно арендовать меблированные апартаменты.
Дом с четырьмя колоннадами
В первые десятилетия XVIII века сотрудники Тайной канцелярии пытали здесь оппозиционеров, а в 1760-х Садовая, 12 даже успела побыть адресом Академии художеств — пока строилось здание на Университетской набережной. С конца XIX века по 1912 год дом занимали структуры Минфина Российской империи, которое заказало перестройку здания, после которого появились четыре колоннады.
В начале XX века в двухэтажном дворовом флигеле здания разместился «Павильон де Пари» — театр и синематограф: именно здесь в 1915 году состоялся петербургский дебют певца Александра Вертинского. На первом этаже работала кофейня Café Empire, где обитали кокаинисты и их поставщики. Сегодня это бизнес-центр «Сити», а на месте старого «Ампира» работает ресторан «Баку».
Oсобняк Бутурлиной
В начале XIX века участок этого роскошного дома принадлежал ближайшему сподвижнику Петра I Василию Корчмину — военному, разведчику, инженеру-фортификатору. В 1840-х годах землю выкупила статс-дама Елизавета Михайловна Бутурлина: тогда здание перестроили в стиле елизаветинского барокко (которое к тому времени уже почти столетие как вышло из моды) — для Бутурлиной это было знаком принадлежности к старой дворянской семье.
В конце XIX века здесь размещалось посольство Австро-Венгрии, а после революции особняк превратили в жилой дом. Во время Великой Отечественной войны фасад дома разрушил авиаудар; его восстановили, однако последние фрагменты исторических интерьеров были утеряны. Самым известным обитателем дома в советский период был шахматист Михаил Ботвинник. Сегодня дом по-прежнему жилой: большая часть здания отведена под многокомнатные квартиры.
Дом у Литейного моста
Этот дом построен по заказу крупнейших еврейских магнатов Петербурга Лазаря Полякова и Леона Варшавского, занимавшихся железными дорогами и банковским делом. Они сразу продали дом чете купцов Полубояриновых. Глава семьи Дмитрий Полубояринов владел крупным издательским бизнесом; после его смерти радикальная националистка Елена Адриановна не только продолжила семейное дело, но и активно стала заниматься политикой. Она спонсировала черносотенцев, была верной спутницей основателя «Союза русского народа» Александра Дубровина и в собственной «Отечественной типографии» печатала газету «Русское знамя».
Сейчас квартиры в основном используются для офисов и торговых представительств. Владелец одной из квартир, сегодня выставленной на продажу, несколько лет назад провел реставрацию парадной: восстановил лепнину, двери, плитку и витражные окна. Как и многие здания эпохи «высокой эклектики», то есть конца XIX века, этот дом может похвастаться роскошным внутренним убранством.
«Радиус» — жилой дом для ленинградской элиты
Каменноостровский проспект, 2 / Кронверкский проспект, 21
Ленинградцы прозвали это здание «Радиус» из-за необычной изогнутой формы фасада: архитекторы Виктор Фромзель и Олег Гурьев вдохновились сквером перед западным фасадом Казанского собора.
Дом был сдан в эксплуатацию в 1951 году и практически сразу признан классикой советской архитектуры. Здесь обитал один из авторов дома Олег Гурьев, актер и режиссер Павел Кадочников, артист балета Константин Сергеев и оперный бас Борис Штоколов. А ради удобства самого важного жильца — первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Льва Зайкова — установили финские лифты фирмы OTIS. Сегодня жилье здесь недешевое: самая скромная квартира за последние годы выставлялась на продажу по цене в 12 млн рублей за 61 кв. м.
Доходный дом Цеховой
В начале века дом на Каменноостровском, 8 принадлежал Александре Ивановне Цеховой — держательнице швейной мастерской. Цехова организовывала свидания дам с состоятельными петербургскими мужчинами. По одной из версий, именно ее мастерская — прообраз «Зойкиной квартиры» Булгакова.
Боковой фасад и флигели дома выходили к саду-ресторану «Аквариум», где можно было встретить богатых холостяков. На фасаде можно заметить гермы — скульптурные украшения в виде девичьих головок. В начале ХХ века архитекторы нередко таким образом увековечивали знакомых дам.
Дом хорошо сохранился и сегодня, как и прежде, жилой. Уцелели дореволюционная плитка, лестничные перила с цветочным орнаментом, фрагменты лепнины, оконная фурнитура и остатки дореволюционных входных дверей.
Доходный дом Агафонова
10-я линия Васильевского острова, 23
Это не особенно выразительный дом, где до революции жил лингвист Ян де Куртенэ, работавший над реформой русского языка, его соседом был скульптор Роберт Бах, автор памятника Пушкину в Царском селе, а еще архитектурный вундеркинд Альфред Шарлов.
При СССР по соседству была табачная фабрика, где впервые изготовили легендарные папиросы «Беломор». До конца советского периода жильцы требовали упразднить ее, страдая от грязи с папиросного производства.
В 90-е в доме № 23 базировалась очень странная организация Областной совет кролиководов и звероводов-любителей. Удивительный период новейшей истории России ставил удивительные задачи — «обеспечить членов общества и населения племенным молодняком кроликов для дальнейшего выращивания». Через некоторое время кролиководы сгинули в неизвестном направлении.
Раз в неделю мы рассказываем об удивительной истории одного петербургского дома, которую вы вспомните, проходя мимо в следующий раз. Кто тут жил? Что с этим домом теперь? Подписывайтесь, чтобы получить следующее письмо.