25 мая 2014

Культурный обмен: как связаны бар «Дача» в Петербурге и вечеринки Datscha в Гамбурге

Сегодня бару «Дача» на Думской улице исполнилось десять лет. «Бумага» вспоминает подробности открытия самого известного петербургского заведения двухтысячных. О том, как за это время изменилась публика, рассказывает владелица Анна-Кристин Альберс, а хозяева одноименной вечеринки в Гамбурге объясняют, откуда взялось название для петербургского бара и что послужило толчком к его внезапному успеху.
Диджеи в «Даче», 2007 год / Фото: Суви Корхонен
«Дача», один из старейших и самых известных баров Петербурга, открыла немка Анна-Кристин Альберс вместе с музыкантом Антоном Белянкиным. Анна стала героиней городской прессы, где из раза в раз рассказывала, как переехала в Петербург и открыла популярное заведение. Сама же «Дача» быстро приобрела статус культового заведения: здесь выпивали и отплясывали и студенты, и богема, и экспаты, которых бар привлекал знакомым духом демократичной распивочной. Крошечный бар стал успешным и в финансовом плане: позднее Анне удалось запустить еще несколько заведений, которые, в отличие от «Дачи», открывались и закрывались в различной частотой. «Сочи», «Дюны», «Белочка и миелофон», а также сеть популярных караоке-баров Poison — все это наследие «Дачи».
Фото: Катерина Гаврило
Про «Дачу» принято говорить, что это заведение берлинского формата. Однако Анна настаивает на том, что атмосфера заведения позаимствована в Гамбурге, у небольших баров в окрестностях Репербана, в которых сама работала до переезда в Петербург. Яркие обои в духе семидесятых, старая мебель, недорогая выпивка, танцы и фанк — такой стиль барного досуга быстро прижился, и вокруг «Дачи» одно за другим стали появляться похожие заведения. Через пару лет по соседству с «Дачей» Антон Белянкин открыл «Фидель», а теперь на перекрестке Думской и Ломоносова можно насчитать десяток баров, образующих самый известный алкогольный квартал города.
За десять лет репутацию этого района подмочили регулярные пьяные драки и даже перестрелки, а те, кто провел юность, танцуя и играя в кикер в «Даче», теперь предпочитают места спокойнее и респектабельнее.
Анна-Кристин Альберс
владелица

— Те, кто ходил к нам десять лет назад, теперь плачут: «Все такие молодые, поколение непонятное». С другой стороны, такими же молодыми десять лет назад были мы. Поэтому можно сказать, что аудитория «Дачи» не сильно изменилась: сюда ходят люди, которым двадцать с небольшим, может, к тридцати. Студенты, художники, туристы. Все меняются каждые полгода, но стиль публики один и тот же. Последние десять лет Думская улица развивалась, «движухи» стало больше. Если в самом начале мы были чуть ли не единственным баром, эксклюзивной точкой, то теперь тон задает общая атмосфера улицы, которая очень изменилась, но на это уже никак нельзя повлиять. Внутри «Дачи» все по-старому. Мы к этому всегда стремились: чтобы не гоняться за последней модой, не пытаться всех удивить. Просто стараемся до сих пор предлагать качественную, хорошую музыку — соул, фанк, рок-н-ролл — чтобы сохранился соседский дух, чтобы, если рядом нет твоих друзей, ты не чувствовал себя одиноко. То, чтобы мы стараемся быть верны себе, для кого-то хорошо, для кого-то плохо, но такие уж мы.

Фото со страницы Анна-Кристин Альберс, а также Андрея Упадышева
Из Гамбурга Анна привезла не только беззаботную и либеральную атмосферу немецких баров, но и название для своего петербургского заведения. Datscha-project — популярные в Гамбурге вечеринки, которые начинались 13 лет назад с полудомашних концертов для русской эмигрантов, а выросли в регулярные мероприятия городского значения. В рамках этого проекта выступали Markscheider Kunst, «Ленинград», Billy’s Band, «Ля Минор», «НОМ», «АукцЫон», Tequilajazz, «Колибри» и другие петербургские группы. Если бар на Думской популяризовал европейскую культуру пития, то Datscha-project знакомил интернациональный Гамбург с музыкой Петербурга. Как рассказывает Андрей Лидоховер, в самом начале на вечеринках использовали всевозможные стереотипы о России — бабушек, балерин, но постепенно под именем Datscha-project стали проходить концерты французских и немецких групп. На вечеринки приходит самая разнообразная публика, и как замечают организаторы, русских зрителей едва ли наберется четверть. Сейчас проектом заведуют трое: кроме Андрея, Datscha-project руководит его сестра Татьяна, а также ее муж Александр Миримов. Все они родом из Петербурга.
Андрей Лидоховер
создатель Datscha-project

— Возраст нашего посетителя растет с возрастом организаторов. Для нас это не бизнес, это проект, поэтому мы не пытаемся привлечь какую-то определенную публику: и с визуальной, и с музыкальной точки зрения мы делаем то, что нам нравится. А вкусы у нас постоянно меняются. Наши вечеринки прибыльны, но все равно это хобби, которое приносит деньги. Очень не хочется, чтобы Datscha-project когда-нибудь стала работой.

Несмотря на то, что прямой связи проектов в двух городах нет, их основателей объединяет общее прошлое. Создатели Datscha-project познакомились с Анной в Гамбурге. Бар немецкого формата и вечеринки с петербургскими группами связывает общая компания, а также идея — сблизить людей вне зависимости от национальности, привычек и места жительства.
Татьяна Лидоховер
создатель Datscha-project

— В 2003 году «Два самолета» выступали на Datscha-project. Анна тогда была подругой Белянкина (Антон Белянкин, музыкант группы «Два самолета» — прим. «Бумаги»), она еще жила в Гамбурге, но уже ездила туда-сюда. Слово «дача» для названия мы нашли, потому что оно идеально подходит — оно есть и в русском, и в немецком языке. Слово пришло из ГДР, и немцы знают его в том же значении. Анна, видимо, вдохновилась нашей «Дачей». Антон и Анна в свое время открывали место вдвоем. Конечно, она бы не смогла открыть «Дачу», если бы не тусовка «Двух самолетов». Безусловно, она вложила туда свои деньги, но всю тусовку привел Антон, а для любого бара это первично. На имени «Двух самолетов» и его репутации началась история «Дачи». Из «инсайдерского» места оно стало известно широкой публике. Я была там в первые годы. Поскольку я давно живу в Гамбурге, по моим впечатлениям, ей удалось поместить типичный гамбургский бар в культурный ландшафт Петербурга. У наших проектов не только имя общее, но и идея. Когда мы начинали, лейтмотивом наших вечеринок было то, что мы, как говорят в Германии, unkühl — непафосные, некрутые. Обычно немцы приходят на вечеринки, рассаживаются по углам и пьют пиво. А у нас очень весело танцуют, а к концу вечеринки все обнимаются. В петербургском баре «Дача» такая же свобоная атмосфера и рады всем.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.