Как доходный дом Смоленского кладбища появился в фильме Алексея Балабанова «Брат», каким здание вспоминает писательница Татьяна Москвина, которая провела здесь детство, в чьем рассказе оно упоминается и какие редкие элементы оформления можно найти, не заходя внутрь дома? «Бумага» собрала самые интересные факты о Поповском доме на Камской улице, 12 из рассылки краеведа Алексея Шишкина и журналистки и лингвистки Эли Новопашенной.
Чтобы каждую неделю читать истории зданий, мимо которых мы ходим каждый день, и людей, которые жили в них в прошлых веках, подписывайтесь на рассылку «Бумаги» здесь.
Изначально доходный дом на Камской принадлежал церкви
Дом появился в 1900-е вместе с другими зданиями в стиле модерн, построенными на участке 17-й линии около пересечения с Камской. Они создали эффектный фон для пышных похоронных процессий, которые двигались в сторону Смоленского кладбища. Доходный дом, о котором идет речь, принадлежал церкви Смоленской Иконы Божией Матери. Его архитектор — Иван Иванович Яковлев, выпускник Академии художеств.
В советское время здание получило народное название Поповский дом
После того как в 1918 году советская власть ликвидировала частную собственность на недвижимость (в городах с населением более 10 тысяч человек — прим. «Бумаги»), доходный дом Смоленского кладбища перешел в ведение домкомбеда — домового комитета бедноты. Отдельные квартиры превратили в коммуналки, а здание получило прозвище Поповский дом — в память о том, что он был построен для нужд церкви.
Здесь жил Александр Алексеевич Измайлов — литератор и критик Серебряного века. Он же — Неблагосклонный Читатель
Александр Измайлов был сыном дьячка Смоленской церкви — критик даже взял себе двойной псевдоним Измайлов-Смоленский. У него было немало и других псевдонимов — например, Неблагосклонный Читатель и Добродушный Василиск.
Как поэт Измайлов не был оценен — зато был популярен как литературный критик. Горького он издевательски называл «иллюстратором партийного катехизиса», а Мережковского судил за «трескотню о Боге»; с уважением отзывался об «учителе современности» Толстом и хвалил «поэзию жизни» Чехова.
На фасаде дома висит табличка с отметкой уровня воды во время потопа 1924 года
До строительства дамбы Васильевский остров постоянно находился под угрозой затопления.
Кстати, на еще одном снимке 1984 года можно посмотреть на подъем воды в Смоленке около Ново-Смоленского моста во время потопа меньшего масштаба. Справа на фото по ссылке — фрагмент фасада дома на Камской, 12.
В коммунальной квартире № 29 провела детство известный критик, писательница Татьяна Москвина
Москвина вспоминает о доме своего детства в книге «Жизнь советской девушки»:
«Мы жили в большой (но не патологически) коммунальной квартире, на втором этаже, окна с эркером на улицу — напротив, через дорогу, располагался странный холм, обнесенный решеткой, надо думать — бомбоубежище. Окно кухни, где был черный ход, выходило во двор, где росла драгоценная липа».
Дом появляется в фильме «Брат» Алексея Балабанова под аккорды песни «Воздух» группы «Наутилус Помпилиус»
Главный герой Данила Багров добирается в служебном вагончике до Смоленского кладбища, чтобы укрыться в склепе у своего приятеля. Когда желтый трамвай разворачивается, на заднем плане виден доходный дом на Камской, 12.
Дом упоминается в рассказе Эдуарда Кочергина «Гоша Ноги Колесом»
В доме Смоленского кладбища живет один из героев Кочергина: «…красивый рыжий татарчонок Тахирка — сын потомственной питерской дворничихи из углового дома 17-й линии и Камской улицы. Во второй комнате их казенного жилища на синей обойчатой стене, среди окантованных арабской вязью каллиграфически написанных цитат из Корана, рядом с портретом важного татарского деда, под стеклом на темно-зеленом бархате висела золотая медаль с двуглавым орлом, выданная деду Тахирки за верную службу русским царям и Отечеству по случаю двадцатипятилетия службы столичным дворником».
В парадных дома сохранились редкие элементы оформления — цветные майолики
Майолики (цветной керамической рельеф — прим. «Бумаги») уцелели в немногих доходных домах Петербурга. Чтобы их увидеть, необязательно заходить внутрь: достаточно заглянуть в тамбур между историческими внешними дверями и современными металлическими. Кстати, еще в Поповском доме сохранились фигурные перила, геометрическая плитка и исторические квартирные двери.