15 ноября 2021

Чем интересна выставка русского искусства в Манеже? Идиллическая живопись более 100 художников, качели и саундтрек Антона Батагова 🖼 🎹

В Манеже открылась новая выставка — масштабная экспозиция идиллического русского искусства «Покой и Радость». Посетителям представили работы более чем 100 художников из почти 40 музеев.

Пространство разделили на шесть тематических залов, на входе вывесили розовые облака и качели, а саундтрек для выставки написал известный пианист и композитор Антон Батагов. Куратором проекта выступил ректор Академии художеств Семен Михайловский.

«Бумага» осмотрела выставку и послушала ее создателей. Читайте, каких художников можно увидеть в Манеже, как выглядит видео на основе картины Михаила Нестерова и можно ли качаться на качелях во входной зоне.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих. Также напоминаем, что в «Манеже» действуют новые правила посещения — вход внутрь возможен только при наличии QR-кода и документа, удостоверяющего личность.

Фото: Ирина Колпачникова. ЦВЗ «Манеж»

Адрес: ЦВЗ «Манеж»

Время работы: до 30 января

Билет: 400 рублей

Ссылка: manege.spb.ru

Что можно увидеть на выставке?

В «Манеже» выставили работы более 100 русских художников из собраний 39 музеев. Большую часть картин предоставили российские музеи: Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный музей А. С. Пушкина, петербургские музеи-заповедники, Саратовский музей имени А. Н. Радищева и другие площадки. Некоторые работы прибыли в Петербург из Национального художественного музея Республики Беларусь: оттуда приехала, к примеру, картина Иллариона Прянишникова «На речку».

Главный акцент в экспозиции сделали на живописи XIX века, когда искусство еще не вступило в эпоху тотальной трансформации. На выставке представлены портреты, бытовые сцены, а также пейзажи с видами России и Италии.

«Конечно, история была полна трагедий, но мы намеренно делаем акценты на мир благожелательный и умиротворенный», — отметил куратор проекта, ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский. По его словам, при выборе картин создатели выставки руководствовались не столько искусствоведческими, сколько эмоциональными мотивами — были выбраны работы, «излучающие те самые покой и радость».

Увидеть можно и полотна, созданные в другое время: в конце XVIII или в начале XX века. Но и эти картины повторяют общую концепцию проекта. Например, восемнадцатое столетие представлено видами усадьбы «Надеждино» князя Куракина в исполнении Василия Причетникова, а двадцатое — холстом «Деревенские друзья» передвижника Николая Богданова-Бельского.

Хватает и других громких имен. В Манеже можно осмотреть виды Неаполитанского залива от мариниста Ивана Айвазовского, несколько картин Ивана Шишкина, настроенческие пейзажи Исаака Левитана, «Новодевичий монастырь» Алексея Саврасова, «Майские цветы» Виктора Борисова-Мусатова и этюд «Облако» Архипа Куинджи.

🎭 Стоит ли идти на выставку, о которой все говорят?

Подписывайтесь на культурную рассылку «Бумаги»!

Семен Михайловский
куратор выставки

— Мы думали об идиллической и приятной выставке. Не претенциозной, не раздражающей. Спокойной и настроенческой. Перебирали каталоги и книги, выбирали из тысячи работ: что-то уходило, что-то оставалось. [В итоге] получилась широкая география. И разных художников удалось показать.

«Итальянский пейзаж. Вечер». И.К. Айвазовский. 1858 г. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея Айвазовского
«Мечты». К.А. Савицкий. Вторая половина XIX в. Холст, масло. Нижегородский художественный музей
«Петербург. Летний сад. Аллея, ведущая к Гроту». Неизвестный художник. 1800-е гг. Бумага, тушь, белила. Государственный музей А.С. Пушкина

Чем интересна экспозиция?

Как и в других экспозиционных проектах Манежа, большое внимание на выставке «Покой и Радость» уделили архитектуре. Дизайн экспозиции разработали совместно с Агнией Стерлиговой из архитектурного бюро Planet 9. Оформление получилось светлым, спокойным и минималистичным. «Мы создали макет идеального мира, идеального музея, в котором ничто не отвлекает нас от созерцания», — пояснила Стерлигова.

На входе гостей встречает открытое пространство с подвесными качелями и фанерными розовыми облаками: посетители могут покататься, послушать красивую музыку от Антона Батагова и настроиться на нужный лад.

Саундтрек московский пианист и композитор написал специально для выставки. В своем сочинении Батагов попытался передать «гармонию покоя, просвечивающую сквозь современную суету и психоз» — его композиции с выставки уже издал в виде альбома рекорд-лейбл Fancymusic.

Антон Батагов
композитор

— Писать музыку к фильму или спектаклю — вроде бы как всем известное дело. А вот писать музыку к выставке, причем не к новым аудиовизуальным проектам, — это примерно то же самое, что делают музыканты, когда играют классическую музыку: она написана давно, но мы ее играем сейчас.

Основное пространство оформили довольно строго: два этажа Манежа разделили на шесть залов, стены окрасили в светло-серый цвет, а внутри выставили небольшие складные стулья для тех, кто хочет задержаться и осмотреть картины внимательнее.

Каждый из залов посвящен определенной теме: например, Bel paese показывает Италию глазами русских живописцев, а La nature — природу. Другие пространства — Russe и La vie privée — посвящены народному характеру и частной жизни. А завершает экспозицию зал-эпилог, в котором можно посмотреть видео, смонтированное по мотивам произведения Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Ролик собрали из двух вариантов этого полотна: сначала эскиз превращается в картину, а затем начинается обратный процесс.

Фотографии: Ирина Колпачникова. ЦВЗ «Манеж»

Почему это нужно увидеть?

Содержание новой выставки Манежа идеально совпадает с ее названием: после мрачной и технологичной экспозиции Recycle Group выставочный зал возвращается к классическому русскому искусству. Но, в отличие от концептуальной «(Не)подвижности», в новом проекте ставку сделали не на концептуальность и переосмысление, а на созерцание и релаксацию.

Есть у экспозиции и важная образовательная функция — с работами знаменитых авторов вступают в диалог произведения менее известных художников. Так, монахинь монастыря Святое Сердце от Карла Брюллова дополняют миниатюрные виды Рима от Никанора Чернецова, а рядом с женским портретом Ивана Крамского можно увидеть серию работ Николая Касаткина, одного из основателей социалистического реализма.

После осмотра экспозиции каждый зритель с высокой степенью вероятности откроет для себя новые имена. Одного впечатлят пейзажи Михаила Клодта, второго — загадочная «Девушка с папиросой» Петра Заболоцкого, а третий откроет для себя Руфина Судковского — очаковского мариниста, иронически упомянутого в одном из рассказов Аркадия Аверченко.

Три факта о выставке

  • Видео на основе картины Михаила Нестерова для последнего зала создал сотрудник Манежа Денис Калядин. Ролик длится одну минуту.
  • Послушать саундтрек Антона Батагова к выставке можно по ссылке.
  • Создатели экспозиции хотели сделать одним из главных героев художника Алексея Венецианова, но Третьяковская галерея решила провести персональную выставку этого художника, и первоначальные планы пришлось пересмотреть.

Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️

Скачивайте, читайте советы «Бумаги» и пользователей, а также делитесь своими рекомендациями. Версию для Android можно найти тут, а для iOS — здесь

Что еще почитать и посмотреть по теме?

Для более полного погружения в атмосферу русского искусства XIX века команда Манежа рекомендует к прочтению книги «Пленницы судьбы» Евгения Анисимова, «Мир поместного дворянства в николаевской России» Кэтрин Пикеринг Антоновой, «История живописи всех времен и народов» Александра Бенуа, «Пейзажи» Джона Берджера, воспоминания Петра Боборыкина, «Шедевры русской живописи» Петра Гнедича, «Незапный мрак» Алексея Курбановского, «Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства» Юрия Лотмана, «Русские живописцы XVIII века. Биографии» Елены Петиновой, «Иван Айвазовский. Рыбаки во Франции. Вечер» Сергея Строганова и «Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением» Андрея Шабанова.

Кроме того, выставочный зал запустит параллельную образовательную программу с онлайн-лекциями историка Льва Лурье, оперного критика Вадима Журавлева и других экспертов. Трансляции будут вести на ютьюб-канале Манежа.

Что еще почитать:

  • О других интересных выставках ноября читайте в этом материале.
  • Достоевскому — 200 лет. Выпейте коктейль «Братья Карамазовы», купите носки с цитатой писателя и осмотрите мозаику в метро 🍸 🧦 🚇

Русские художники часто путешествовали по этой стране, черпая там вдохновение для своего творчества. «Родной дом нашей души, живая страница нашей жизни», — писал об Италии писатель и искусствовед Павел Муратов.

Известно по работе с различными культурными институциями — например, с Уральской индустриальной биеннале современного искусства и Третьяковской галереей.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.