Постройки в стиле брутализма, как правило, имеют грубые прямолинейные формы, в них практически отсутствует декор, зато подчеркивается фактура здания — кирпич, железобетон, стекло. Брутализм зародился в 1950-х годах в Великобритании, а через тридцать лет стал популярен и в СССР.
Типография, поликлиники и школы — «Бумага» нашла пять интересных примеров бруталистской архитектуры в Петербурге.
«Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс»
Ленинский проспект, 139
В 1982 году городские власти выделили издательству «Лениздат» участок земли на Ленинском проспекте, неподалеку от одноименной железнодорожной станции. Годом позже на нем началось строительство нового газетного производства. Комплекс спроектировал Виталий Кисельгоф, автор нескольких корпусов «Электросилы», один из которых, расположенный прямо за метро, совсем недавно окончательно снесли. Проект не отличался скромностью — да и зачем: под него было выделено восемь гектаров. Деньги на строительство поступали исправно, но комплекс все равно не успели закончить до развала страны.
Фото: Никита Гранько / «Бумага»
После распада СССР судьба незаконченного газетного производства стала неясна: газеты потеряли свою былую важность и строительство вполне могли бросить. Но в 1993 году для печати газет, за которую раньше отвечал «Лениздат», было создано новое предприятие — «Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс». Недостроенное здание на Ленинском проспекте передали ему, и уже через три года — в марте 1996 — было запущено производство, работающее до сих пор.
Стоматологическая поликлиника
Улица Маршала Казакова, 14/3; Пражская улица, 19;
улица Пограничника Гарькавого, 14; Будапештская улица, 69;
проспект Науки, 46; проспект Солидарности, 12/1;
проспект Наставников, 22
Типовые проекты далеко не всегда бывают плохими. Например, в 1980 году в Ленинграде на Бухарестской улице появилось новое здание стоматологической поликлиники, через десять лет таких в городе насчитывалось уже семь. Как правило, строились они по одной на район, но Фрунзенскому повезло больше других: в нем появилось целых две поликлиники (одна из них предполагалась платной). Несмотря на типовой проект, в нем нашлось место и интересным архитектурным решениям: верхний этаж имел ленточное остекление, а в центре здания располагался «внутренний двор» — начинаясь, однако, на уровне второго этажа.
На этом особенности не заканчивались: имея узнаваемый внешний вид, каждая из поликлиник отличалась от всех остальных. Как правило, изменения касались окон: остекление верхнего этажа не повторялось практически ни в одной реализации. Менялись и материалы: несколько зданий построены из смеси красного и белого кирпича, одно — полностью из белого. Такие нехитрые, на первый взгляд, приемы, позволили авторам — Олегу Харченко и Виктору Хазанову — сохранить узнаваемый вид зданий, но избежать их полной идентичности.
Детская музыкальная школа № 4
Улица Бухарестская, 35/1
Музыкальная школа, появившаяся во Фрунзенском районе в 1975 году, была спроектирована архитекторами Косвеном и Лепешко. Она была хорошо продумана изнутри, как и несколько других школ, построенных незадолго до этого. В бруталистской архитектуре такой подход встречается не всегда: некоторые архитекторы в своих работах отказывались даже от традиционной этажности.
Все основные помещения концентрировались в центральной части здания: вестибюль на первом этаже, фойе концертного зала — на втором, классы для занятий хора и оркестра — на третьем и, собственно, концертный зал, занимающий пространство как на втором, так и на третьем этаже. Такая планировка, предусматривающая расположение стандартных классов у внешней стороны здания, позволила избежать многих организационных и эксплуатационных проблем. А возможные трудности с освещением, возникавшие, в частности, у хорового и оркестрового классов, решались при помощи световых окон в крыше здания.
Клиническая больница № 122 имени Л. Г. Соколова
Проспект Культуры, 2-4, проспект Луначарского, 41–49
В начале 1973 года в северной части города — на пересечении проспектов Луначарского и Культуры — началось строительство здания для новообразованной медико-санитарной части № 122. Больницу спроектировали Штейнмиллер и Трегубов — последний, среди прочего, являлся одним из авторов типового проекта
кинотеатров. Был на его счету и еще один медицинский комплекс, правда, менее удачный: стройку на пересечении Просвещения и Руднева завершить так и не смогли, а теперь на том же месте уже который год пытаются возвести жилой комплекс «Лондон парк».
Строительство клиники закончили через десять лет, и в начале 1983 года заработали первые отделения стационара, которому в апреле того же года присвоили статус клинической больницы. Занимающий целый квартал комплекс включал в себя несколько соединенных между собой корпусов, каждый из них выполнял свою функцию. Имелась даже своя вертолетная площадка, по слухам, активно использовавшаяся во время чеченской войны. В 2007 году рядом с больницей появилась церковь — своеобразный подарок от архимандрита Псковско-Печерского монастыря за лечение.
Пятый корпус ЛЭТИ
Улица Профессора Попова, 3
Пожалуй, самый популярный у студентов корпус университета на самом деле имеет все же менее интересную историю, чем ему любят
приписывать. Построен он был по проекту Виктора Левиаша в соавторстве с
Наумом Матусевичем. Стройка, однако, постоянно затягивалась, а проект переделывался: для Советского Союза того периода он оказался слишком экспериментальным. Но ни это, ни негативное отношение к нему в прессе не помешало в конечном итоге закончить новый учебный корпус — предположительно, в 1975 году.
Архитектурное сообщество мнение прессы не разделило: получившееся здание было высоко оценено, а его автора даже стали ставить в один ряд с самим Ле Корбюзье. Это, в принципе, не удивительно: пластика фасадов и внутренняя планировка учебного корпуса как нельзя лучше отражала бруталистскую идею поиска новых средств выразительности. Тем не менее этот проект так и остался единственным построенным зданием Виктора Левиаша, но в то же время отнюдь не единственной его работой.
Читайте также: