В начале сентября петербургские мультипликаторы из Evil Pirate Studio выпустили трейлер полнометражного мультфильма «Киберслав» — «древнеславянского киберпанка» с гранатами-матрешками, граффити-иконами и голограммами на церквях. Ролик собрал более 600 тысяч просмотров на канале студии и еще около полумиллиона — на других каналах. Его запостили паблики BadComedian и Сыендука, о новом мультфильме написали федеральные СМИ.
Продюсер студии и один из авторов «Киберслава» Станислав Дмитриев рассказал «Бумаге», как появилась идея киберпанка в Древней Руси, почему создатели не хотят запускать краудфандинг, не получится ли мультфильм ура-патриотическим и когда ожидать премьеры.
Кто такой Киберслав, с кем он сражается и откуда в Древней Руси технологии будущего
— Как появилась идея создать древнеславянский киберпанк?
— Мы собирались сделать кино, которое сами хотели бы увидеть в кинотеатрах. Взрослый анимационный фильм с заряженным экшеном. Мы рассматривали разные варианты и решили, что для первого проекта нужны узнаваемые образы. А киберпанк мы просто все любим.
— Как устроен мир «Киберслава»? Какие в нем действуют правила?
— Сейчас я бы не хотел раскрывать все секреты. Думаю, о сеттинге (среда, в которой происходит действие произведения, — прим. «Бумаги») пока стоит упоминать только то, что показано в трейлере. Главное — это сосуществование древнеславянской культуры и хай-тека.
— В каком примерно году происходит действие? Хотя бы в какую эпоху?
— Могу только сказать, что это не постапокалипсис.
— Кто такой Киберслав?
— У него нет кибернетических частей тела. Где-то писали, что он наполовину робот — это не так. Это человек — возможно, не совсем обычный, ведь у нас богатыри обладают нечеловеческой силой. Думаю, это будет обыграно в сюжете.
— Есть ли какое-то представление о локации и можно ли ждать, что будет что-то, напоминающее о Петербурге?
— О Петербурге вряд ли что-то будет, уж очень он к северу от мест, которые были в центре внимания в Древней Руси. Локация, скорее всего, так и не станет понятна. Затерянный где-то городок.
— А можете что-то рассказать о происхождении монстров?
— На самом деле, в трейлере мы, ввиду многих причин, в том числе технических, решили раньше времени не показывать злодеев, которых действительно хотим представить в фильме. В трейлере — затравочка, в самом фильме враги героев будут намного интереснее. И среди злодеев будет известная всем мифологическая нечисть. Какая вам первая приходит на ум — вот такая она там и будет.
— Можно ли ожидать какие-то элементы фэнтези, учитывая сеттинг? Или это больше научная фантастика?
— Думаю, больше научная фантастика. Но посмотрим.
— В таких мирах всегда интересно посмотреть на религию персонажей. В «Киберславе» эту тему обыграют? Может, будет что-то связанное с язычеством?
— На данный момент в сценарии достаточно большая часть сюжета посвящена именно теме религии. Язычество тоже затронем.
— Кто работает над сценарием и насколько для вас важна история?
— Естественно, история в приоритете. Мы хотим сделать хорошее российское анимационное кино. Было бы странно заявлять это и не иметь желание в первую очередь рассказать хорошую историю. Сценарий будет писать профессиональный драматург. Сейчас уже есть сюжет, мы занимаемся дальнейшей разработкой.
Кто создает мультфильм и почему авторы отказываются от краудфандинга
— Кто такие Evil Pirate Studio? Как вы появились?
— Мы появились не спонтанно, не было такого, что художники внезапно собрались и начали творить. Я раньше работал в творческой сфере — и потихонечку это стало уходить в анимацию. Со временем стали поступать заказы, которые в одиночку уже не сделать. Тогда я стал собирать команду. Раньше это было издательство Evil Pirate Arts, ну а для работы над «Киберславом» мы организовались в Evil Pirate Studio.
— Что за люди в этой команде? Чем вы раньше занимались?
— Были комиксы, были клипы, работали с авторской анимацией. Везде по чуть-чуть набирались опыта.
— Вы можете привести примеры работ, над которыми трудилась ваша команда?
— К сожалению, нет. Даже те работы, которые представлены у нас в шоуриле (видеоролик с примерами работ студии — прим. «Бумаги»), в резюме нашей компании, по разным причинам еще не попали в публичное пространство. Что-то до сих разрабатывают, а что-то так никуда и не пошло.
— Сколько людей в команде?
— По-разному. Нет такого, что у нас работает определенное количество человек, мы подбираем команду под разные проекты. Над графической частью «Киберслава» работают четыре человека, например.
— Люди, которые участвуют в работе студии, имеют какое-то специальное образование?
— У нас так сложилось в анимационной индустрии, что образование не играет главенствующую роль. Главное — это опыт. Чаще всего люди приходят со стажировок в крупных студиях — например, в «Мельнице» или «Петербурге». Много самоучек, обучающихся в интернете. Есть сильные онлайн-школы: курсы Саши Дорогова или Animationschool. Онлайн-образование, думаю, дает в России новую школу анимации.
— По-вашему, в каком сейчас состоянии российская анимация?
— Российская анимация сейчас в нормальном состоянии. По крайней мере, у сериальной анимации прямо-таки намечается ренессанс. Те же «Смешарики», «Маша и Медведь». Мне лично нравится «Сказочный патруль» с отличным совмещением 2D и 3D-графики и интересными персонажами.
По поводу полнометражного анимационного кино мне судить сложно. У нас есть «Богатыри» (серия полнометражных мультфильмов о трех богатырях, создаваемая студией «Мельница» — прим. «Бумаги») — они клевые. Но у них определенная возрастная аудитория — у нас она другая.
— Финансирование проекта идет из своих денег? Или это краудфандинг? Или есть партнеры?
— Раньше финансирования как такового не было, это был авторский проект студии. Но теперь мы начинаем вести переговоры по поводу нормального инвестирования в проект. Краудфандинговую кампанию мы вести не хотим — по многим причинам. Это кино для проката в кинотеатрах, которое должно приносить деньги. Мы хотим выпустить его без краудфандинга, чтобы не брать с людей деньги два раза.
Как вышло, что тизер «Киберслава» запостили в паблике BadComedian, а трейлер посмотрели больше 600 тысяч раз
— Как удалось разнести молву о трейлере «Киберслава»?
— На этот вопрос я ответить толком не могу. Мы сделали тизер и скинули его в предложку в паблик BadComedian и паблик Сыендука Animatron Inc. Тизер неожиданно начал расходиться по интернету. Полноценный трейлер мы уже выкладывали только в свою группу — может, еще в какие-то группы покидали. Пресс-релиз мы рассылали, но очень поздно, только через пару суток. В общем, это чисто сарафанное радио, и мы очень рады видеть, что люди хотят этот проект.
— Не боитесь из-за трейлера стать жертвами завышенных ожиданий?
— Боимся. Но, думаю, за счет поддержки, которую мы теперь получаем, нам удастся вытянуть фильм на нужный уровень.
— Речь пока идет только о российском прокате или думаете и о других странах?
— Мы видим потенциал международного проката — как минимум азиатский рынок и Восточная Европа. Мне приходят письма из Польши и Сербии, например, и, думаю, там это может зайти.
— Технические трудности есть?
— Не сказал бы. Да, мы впервые делаем полный метр, но у нас есть опыт работы над короткометражными мультфильмами. Единственное, что нам, скорее всего, надо будет работать с большим количеством людей и в более сжатые сроки. Техническая часть у нас трудностей не вызывает. Мы ее еще подтянем, так что в финальном варианте анимация будет лучше, чем в трейлере.
— На какие фильмы, мультфильмы и другие произведения вы равняетесь? Что для вас ориентир?
— Нам не очень хочется равняться на что-то. Конечно, у нас куча отсылок к другим фильмам, киберпанк-аниме и прочему. Но мы стараемся сделать что-то максимально свое.
— Но при работе вы же, наверное, всё равно проговаривали какие-то источники вдохновения.
— Не сказал бы. Мне сложно подобрать референсы (фильмы, которые авторы сценариев могут указывать в качестве аналогов к своей ленте; референсы обычно используют при презентации кинопроектов потенциальным инвесторам — прим. «Бумаги») для «Киберслава». То, что я вижу, получается очень самобытным. Мы хотим создать что-то новое, чего не было — по крайне мере, на российском рынке.
Нас часто сравнивают с «Первым отрядом» (российско-японское аниме об отряде пионеров, сражающихся с фашистами в Великой Отечественной войне — прим. «Бумаги»). Но мы — другая история. И, конечно, мы совсем не аниме, как о нас уже начали писать.
— В нашей анимации и в кино уже обращались к древнеславянской теме, но в таких работах прослеживались ура-патриотические ноты. Стоит ли опасаться, что нечто подобное возможно в «Киберславе»?
— Чего-чего, а ура-патриотизма там точно не будет. Конечно, мы работаем в России, любим свою страну, мы патриоты — но адекватные. Ну и политики мультфильм не будет касаться.
Когда выйдет «Киберслав» и какой у него будет возрастной рейтинг
— В чем ваша главная цель при работе над «Киберславом»?
— Главная цель — в том, чтобы производить классный продукт для людей, которые этот продукт хотят увидеть. Я по комментариям вижу, что люди хотят что-то подобное. Пишут: «Я давно хотел, но не знал чего, а теперь понял, что этого».
С появлением Netflix и других интернет-платформ, которые сами вкладывают деньги в производство оригинального контента, меняется всё представление об авторском и неавторском, все становятся менее консервативными и хотят экспериментировать с форматами. Молодые авторы с идеями всё чаще берутся за что-то классное — и почему бы нам в России не сделать то же самое?
— О каких-то других проектах вы сейчас думаете?
— Мы всегда в поиске. Нам интересно работать с разными людьми, интересно было бы поработать над клипами, если заинтересуются хорошие исполнители. Но основное направление, конечно, «Киберслав».
— Какой возрастной рейтинг будет у «Киберслава»?
— Мы пока думаем. Скорее всего, будет либо «16+», либо «18+».
— Известно, когда будет готов «Киберслав»?
— Пока о сроках говорить рано. Примерно — 2020-й — начало 2021 года.