Экспертная комиссия под руководством советника президента Владимира Толстого занимается разработкой проекта под условным названием «Основы государственной культурной политики». После того как в апреле этого года цитаты из рабочей версии документа попали в сеть, вокруг «Основ» разразился скандал. Сейчас проект активно обсуждается в разных аудиториях с привлечением культурных деятелей и широкой аудитории. Толстой рассказал что, согласно новой версии документа, ждет интернет, как россиян испортило ЕГЭ и будут ли следовать санкции за неисполнение положений нового проекта.
В провокационной версии, активно обсуждаемой в интернете в апреле, например, утверждалось, что «Россия не Европа» и что «представляется целесообразным включить в разрабатываемый документ тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности». По утверждениям Владимира Толстого данная версия — лишь один из вариантов, составленных в процессе работы, который по чистой случайности был обнародован. Сейчас проект «Основ» дорабатывается с учетом пожеланий граждан страны. Процесс обсуждения продлится до конца сентября, после чего будет передан на подпись президенту.
Владимир Толстой
Помощник президента РФ
— Общественные обсуждения, которые сейчас проходят, показывают, что жестких и критических нападок конкретно этот официальный документ не вызывает. Есть много поправок, много предложений, как этот документ улучшить, и мы сами чувствуем, что в нем много всего, что следует доработать, — он делался немного второпях.
Этот документ — первый шаг, что-то вроде конституции в сфере культуры, свод положений, которые утверждают, что культура — это не совокупность учреждений, не только привычное понимание наследия, но и базовая ценность общества, это то, что играет чрезвычайно важную роль в формировании личности, и то, что определяет качество жизни. Обычно, когда мы говорим о качестве жизни, мы не очень учитываем культуру, а измеряем его материальным благополучием, некоторыми экономическими составляющими, хотя в постиндустриальном обществе именно культура играет одну из ключевых ролей в развитии.
Россия, безусловно, обладает великой самобытной культурой, но ее стоит рассматривать только в общемировом контексте. Мы также признаем серьезную неравномерность, я бы даже сказал неравенство доступа к культуре. И задача государства — искать пути к устранению этого дисбаланса. Новые технологии, дистанционный доступ очень важны, но они не заменят живого контакта с искусством.
Мы признаем серьезную неравномерность, я бы даже сказал неравенство доступа к культуре
Особое место в этом документе уделяется русскому языку как ключевому скрепляющему страну элементу. В Центре имени Вс. Мейерхольда я сказал, что если в экономике страну объединяет рубль, то главный скрепляющий элемент — это язык и культура. Мы отмечаем и особую роль литературы в нашей литературоцентричной стране. Мы обеспокоены тем, что реформы в образовании в значительной степени сократили доли русского языка и литературы в школьной программе, система ЕГЭ вытеснила в какой-то момент привычные нам сочинения. Результаты ЕГЭ по русскому языку в этом году чудовищные — министерство образования даже вынуждено было снизить планку, фактически узаконить «двойку» как проходной балл. В противном случае треть выпускников не получила бы аттестаты. Правда, это, как у нас умеют, было подано победоносно.
Очень важно преодолеть разрыв и ложное, искусственное противоречие, которое возникло в обществе между традиционным классическим и современным актуальным искусствами. Нужно не позволять делать подобных разрывов и тем более противопоставлений. Есть люди с разными вкусами, с разными потребностями, и они должны иметь возможность находить им отклик. Если говорить о театре, то своя аудитория есть у Малого театра: кому-то это кажется скучным и устаревшим, а огромное количество людей считает этот театр очень для себя важным. Другие ходят в «Гоголь-центр» и находят там то, что им нужно, — театр на гребне волны. А кому-то там физически плохо. Зритель должен знать, должен быть предупрежден о том, что его ждет в театре. Но и те, и другие имеют право на существование — одно без другого невозможно. Свободу творчества ограничивает только уголовный кодекс, все остальное — воля творца и выбор зрителя.
Свободу творчества ограничивает только уголовный кодекс, все остальное — воля творца и выбор зрителя
Что касается интернета, то у нас нет задачи вычищать то, что с чьей-то точки зрения его замусоривает. Государственная задача другая: наполнить интернет содержательным контентом. Мы собираемся не запрещать и вычищать, а заполнять его качественными, законным контентом — кино и так далее.
Тот документ, который стал предметом горячего обсуждения и споров, тот, что содержал понятия «Россия не Европа», отказ от толерантности и прочее, — это всего лишь один из сотен вариантов, материал под грифом «рабочая версия», принадлежавший одному из членов рабочей группы.
Мы пытаемся из разрозненных фрагментов, порой прямо противоречащих друг другу, составить цельный документ. Это не законодательный акт, в отличие от закона 1992 года, весьма прорывного для своего времени, кстати сказать. Но реалии меняются, и этот закон уже не отвечает тем задачам, которые сегодня стоят перед культурой. Наш документ не носит статуса закона, это другой жанр, что-то вроде декларации о намерениях государства в сфере культуры. Сегодня создать закон о культуре, который вписался бы в современное российское законодательство и защищал бы культуру, невозможно. Но наш проект будет подписываться президентов Российской Федерации и должен будет исполняться.
Наш проект не предусматривает каких-то санкций и наказаний, он не носит запретительного характера. Он необходим как точка отсчета дл того, чтобы понять, где мы находимся, с чем у нас проблемы, как их решать и куда двигаться.
У документа нет одного автора, он писался — и это видно по тексту — разными людьми. За тот документ, который опубликован, я готов нести персональную ответственность. Мы постарались подойти к его подготовке наиболее комплексно. Далее за ним последует разработка конкретного плана реализации положений. Самое главное, мне кажется, — сделать так, чтобы не было лакун, вообще не затронутых, но важных тем.