На этой неделе выходит в прокат фильм «Не угаснет надежда», который вопреки ожиданиям так и не попал в шорт-лист «Оскара». «Бумага» рассказывает о фильме-бенефисе Роберта Редфорда и советует, что еще посмотреть из его фильмографии и картин на схожую тему.
Кадр из фильма «Не угаснет надежда»
В четверг Американская киноакадемия объявила список номинантов на «Оскар». Сюрпризов, как обычно, было немного. Удивление вызвало разве что отсутствие в главных номинациях двух фильмов: «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн (о нем — через неделю) и All Is Lost, почему-то получившего в российском прокате заглавие «Не угаснет надежда».
Считалось, что за «Надежду» голливудский ветеран Роберт Редфорд получит номинацию за главную мужскую роль. Собственно, там нет ни женских, ни второстепенных: фильм представляет собой любопытный и не очень привычный в кино пример бенефиса. Редфорд играет безымянного моряка, терпящего крушение на одиночной яхте в Индийском океане. В начале он произносит короткий закадровый монолог, после этого почти никакого текста нет и герой молча борется со стихией (пару раз, когда дела идут совсем плохо, он говорит «Fuck»). В общем, это дистиллированный фильм о выживании, в котором нет ни предыстории, ни
флешбэков, ни параллельных сюжетных линий. А также нет и сказочных притч с компьютерными тиграми, как в другом, прошлогоднем, фильме о неудачном плавании по Индийскому океану («Жизнь Пи»). Только воля и настоящее мужество, только величие человеческого духа, ну и так далее.
Еще три фильма с Робертом Редфордом
«Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969)
Вестерн о двух разбойниках — первое совместное выступление Редфорда и Пола Ньюмана (второе — не менее удачная «Афера»)
«Вся президентская рать» (1976)
Политический триллер, в котором Редфорд играет журналиста, расследующего Уотергейтский скандал (см. ниже)
«Из Африки» (1985)
Мелодрама в экзотических декорациях, Редфорд выступает в дуэте с теперь уже 18-кратной номинанткой «Оскара» Мерил Стрип
Еще три фильма на тему
Фильм с одним героем — «Тайная честь»
На прошлой неделе мы вспоминали «Короткие истории» Роберта Олтмена как типичный для режиссера фильм без главного героя (или с множеством главных). «Тайная честь», снятая тем же постановщиком, — полная противоположность: это фактически моноспектакль. Единственный персонаж, Ричард Никсон, самый непопулярный американский президент ХХ века, ушедший в отставку после Уотергейтского скандала с прослушкой политических оппонентов. В «Тайной чести» он в своем кабинете записывает речь, вспоминая собственную жизнь и политическую карьеру. По мере того, как пустеет бутылка с бурбоном, монолог экс-президента становится все более яростным и все менее связным. В своих неудачах он винит всех, кроме себя, и даже Уотергейт объявляет собственной инсценировкой. Фильм рассчитан на некоторое знание контекста, так что перед просмотром стоит почитать «Википедию», хотя на самом деле он работает и просто как высказывание о влиянии власти на человека.
О тех, кто в море, — «Левиафан»
Фильмы, которые можно с уверенностью назвать прорывом в области киноязыка, появляются не так часто. Последнее из таких открытий пришло откуда не ждали — из Гарвардского университета, где несколько лет назад открыли новое экспериментальное направление, лабораторию сенсорной этнографии. На деле сенсорная этнография оказалась не столько научной дисциплиной, сколько эстетической. «Левиафан» — это как будто бы документальный фильм о рыболовном судне, но ключевым элементом картины оказывается технический — то, каким образом он сделан. Гарвардские режиссеры поместили маленькие цифровые камеры в разных местах корабля, на самих моряков и даже на чаек, после чего смонтировали полученные кадры и наложили на них эмбиент. Результат выглядит неожиданно — как прямое включение из преисподней: грохочут волны, свистит ветер, тревожно кричат птицы, суровые моряки в основном молчат. Кто-то назвал «Левиафан» «документальным хоррором» и, в общем, был прав.
О выживании — «Джерри»
Survival film — полноценный поджанр приключенческого кино, рассказывающий о противостоянии человека и природы (или других угрожающих жизни обстоятельствах). «В диких условиях», «На грани», «127 часов» — из этой категории. Необычный пример фильма на эту тему — картина Гаса Ван Сента, первая часть созерцательной «Трилогии смерти», в которой двое друзей, каждого из которых зовут Джерри (Мэтт Дэймон и Кейси Аффлек), заблудились в пустыне. В отличие от «Не угаснет надежда» экшна здесь нет: если ты оказался без специальных навыков посреди пустыни, то все, что тебе остается делать, — это искать, как из нее выбраться. «Джерри» — это фильм о том, как двое идут пешком и медленно умирают, и это очень увлекательный фильм.