В прокат выходит запутанный шпионский триллер о чеченском беженце в Гамбурге. Кинообозреватель «Бумаги» — о том, что потерял и приобрел роман Джона ле Карре при переносе на экран, куда движется Антон Корбейн и почему после 11 сентября старой школе шпионажа уже нет места.
Кадр из фильма «Самый опасный человек»
Пока службист Гюнтер Бахманн (Филип Сеймур Хоффман в одной из последних ролей) приглядывается к подозрительному мусульманскому филантропу доктору Абдулле (Хомаюн Эршади), в подведомственном ему Гамбурге появляется бледный юноша со странным блеском в глазах, который носит чеченское имя Исса и русскую фамилию Карпов (Григорий Добрыгин). На молодого человека существует ориентировка, и Бахманн начинает искать доказательства причастности Иссы к международному терроризму. В то время как он следит за нелегалом, за ним самим внимательно наблюдают конкурирующее ведомство и американцы в лице посла Марты Салливан (Робин Райт). Пересказать сюжет «Самого опасного человека» в трех предложениях, даже опустив концовку, — непростая задача: помимо вышеуказанных, в фильме еще три главных героя и около десятка второстепенных. Это неудивительно, поскольку фильм снят по книге Джона ле Карре — автора шпионских романов, в которых вместо джеймс-бондовского экшена в экзотических локациях разведчики сидят в офисах, проводят долгие совещания и постоянно ведут интриги против друг друга. Следить за этим не всегда просто, особенно в формате двухчасового фильма, в который сценарист Эндрю Бовелл уместил довольно объемный том, при этом не опустив ни одного значимого события.Фильм снят по книге Джона ле Карре — автора шпионских романов, в которых вместо джеймс-бондовского экшена в экзотических локациях разведчики сидят в офисах, проводят долгие совещания и постоянно ведут интриги против друг другаВ результате фильм по сравнению с романом стал, по сути, остросюжетным: устранены длительные экспозиции, посвященные личной жизни героев, и персонажи, соответственно, теряют психологию, превращаясь просто в двигатели сюжета. События быстро сменяют друг друга, длительная подготовка Бахманна и его коллег к операции приобретает ритм если не того же Джеймса Бонда, то, по меньшей мере, Джейсона Борна. От этого теряется эффект развязки, которая у ле Карре взрывала ритм повествования, а здесь едва ли вообще его меняет; характерно, что режиссеру Антону Корбейну приходится длить финал, чтобы поставить точку.
Корбейн, пришедший в большое кино семь лет назад фильмом «Контроль» об Иэне Кертисе и Joy Division, умеет снимать индустриальные северные города. Офис спецслужб помещен в геометрически причудливое послевоенное здание, Исса поселяется в турецком гетто, потом его перевозят в знаменитый краснокирпичный квартал возле гамбургской гавани; сам порт тоже то и дело попадает в кадр. С одной стороны, все это — очевидный выбор, поскольку именно так все представляют себе облик Германии, с другой — она, вообще-то, так и выглядит, и, что важнее, это лучшая декорация для сюжета о том, что собой представляет современная Европа (с теми же целями гамбургским ландшафтом пользовался Вим Вендерс в своем самом недооцененном фильме «Американский друг»).
С одной стороны, именно так все представляют себе облик Германии, с другой — она, вообще-то, так и выглядит, и, что важнее, это лучшая декорация для сюжета о том, что собой представляет современная ЕвропаВ XXI веке модернистская архитектура слегка обветшала и выглядит уже не утопической, а скорее антиутопической, старые имперские кварталы населены новыми европейцами — мусульманами, ресурсы стекаются в крупнейший порт страны, стоящей во главе единой Европы, а в джентрифицированных районах стоят дома со стеклянными стенами, в которых живет новая транснациональная элита (английский банкир в исполнении Уиллема Дэфо). Мотив глобализации, впрочем, из фильма почти ушел: многонациональный состав персонажей разговаривает только по-английски, хотя среди актеров есть немцы, турки, а также иранец и русский. Американцы все подминают под себя не только в международной безопасности, но и в кинопроизводстве. В «Самом опасном человеке» не то чтобы есть какая-то ностальгия по старым временам (в старых романах ле Карре миром тоже правит подлость: он, сам служивший в MI-6, знает это лучше многих), но именно старая школа изображена с симпатией. Ее воплощает Бахманн, выдвинутый фильмом в статус самого главного героя. Поскольку играет его Филипп Сеймур Хоффман, специально оговаривать, что персонаж убедителен, не имеет смысла: все роли Хоффмана убедительны, и даже в отсутствие, как уже было сказано, сценарной характеризации ему удается создать психологически нюансированный образ. В отличие от улыбчивой, но лицемерной американской коллеги, сильно пьющий, безостановочно курящий и, видимо, одинокий Бахманн честен, и когда он говорит, что хочет сделать мир безопаснее, ему хочется верить — при том, что в своей практике он легко нарушает права и свободы, с иронией отзываясь о наивных леваках, требующих законности. Бахманн циничен, но американцы оказываются куда циничнее его. Атаки 11 сентября, спланированные именно из Гамбурга, отменили прежний подход к шпионажу: новый век стал началом нового мира, в котором старой школе уже нет места.