В петербургском центре «Росфото» открыли экспозицию «Семейный альбом. Архив Фелиции» — одновременно выставочный и исследовательский проект, посвященный истории одной семьи. Специалисты «Росфото» смогли собрать эту историю на основе атрибуции архивных снимков.
«Бумага» показывает некоторые фотографии с выставки и рассказывает, как с помощью старинных снимков можно выяснить нечто новое о своих родственниках.
История выставки началась в 2022 году, когда израильский журналист родом из Петербурга Дмитрий Брикман подарил музейно-выставочному центру семейный альбом неких родственников по линии жены.
В архиве оказалось около 100 фотографий, сделанных в период с 1860-х по 1940-е годы. Специалисты «Росфото» изучили снимки и пришли к выводу, что некоторые из них сделаны известными фотографами — например, одну из работ создал мастер портретов Моисей Наппельбаум.
На всех фотографиях изображены представители одного и того же рода. Например, главная героиня выставки — Фелиция Карловна Романская (урожденная Франтц), а пожилой мужчина в военной форме — ее отец, генерал-майор российской императорской армии Карл-Рудольф Иванович Франтц. В архиве есть фото Франтца разных лет: одно из них, где Франтц в чине полковника, сделано в Польше в 1890-е годы, а другое — уже в Петербурге в 1902 году.
Сотрудники «Росфото» смогли узнать больше и о других членах семьи Франтц. Так, брат Фелиции Константин Карлович стал военно-морским деятелем и инженером: он примкнул к революционерам еще в 1917 году, а к 1940 году дослужился до звания инженера-капитана первого ранга. Кроме того, он был начальником учебного отдела Военно-морской академии. Умер Константин Карлович в 1972 году.
Впрочем, новый проект «Росфото» посвящен не только семье Франтц, но и способам исследования архивных фото. Чтобы определить авторство снимков, место и время их создания, а также биографии героев, специалисты изучают многие детали: одежду, знаки отличия, обстановку. На основе этой работы они могут выдвинуть те или иные гипотезы, которые затем проверяют в архивах.
Информация о принципах атрибуции фотографий представлена на стендах в залах музейного центра. Например, в начале работы исследователи всегда определяют технику снимка с помощью микроскопа и таблиц-определителей.
Исходя из техники, в которой сделано фото, специалисты могут предположить время съемки. Установить более точные временные рамки помогают характер сюжета и композиции. Любительская фотосъемка получила распространение в России в начале XX века, а снимки в ателье с художественно оформленным фоном характерны, скорее, для более ранних работ.
«Для идентификации людей, изображенных на снимке, используются методы габитоскопии (области криминалистики, занимающейся изучением и использованием данных о внешнем облике человека). В первую очередь сравниваются такие элементы лица, как надбровные дуги, уши, форма нижней челюсти», — поясняют в «Росфото».
Конкретные методы сравнения различаются: например, для снимков одного масштаба можно использовать совмещение изображений, а для разномасштабных фото подходит метод координатных сеток. Используют специалисты и стандартное визуальное сравнение, однако этот метод работает, только если особенности внешности людей, изображенных на фото, ярко выражены.
На что еще обращают внимание специалисты при исследовании архивных фотографий:
- Фотографические бланки, паспарту или надписи на оборотах снимков помогают определить автора фото, место съемки и датировку.
- В ряде случае помочь атрибуции могут картины и предметы интерьера, особенно если фото сделаны во дворцах, театрах, официальных резиденциях и других помещениях, обстановку которых стараются сохранять неизменной.
- Помочь исследованию могут незначительные детали: например, медали и ордена героев — достоверный источник информации об их карьере.
- Важнейшая часть исследовательской работы — изучение костюмов: с их помощью можно строить предположения о времени съемки, сословии и даже этнической принадлежности героев. «Для атрибуции могут использоваться модные журналы соответствующей эпохи или другие архивные фотографии», — говорят авторы выставки.
Что еще почитать:
- Хочу узнать о судьбе предков, но не знаю, с чего начать. Как работать с петербургскими архивами — рассказываем в инструкции.
- Русский балет в «Манеже»: кто придумал большую выставку с «экспортным потенциалом» и что говорят посетители?