В 3120 Gallery на улице Воскова открыли персональную выставку Родиона Китаева, выпускника Мосĸовсĸого аĸадемичесĸого художественного лицея, участника Биеннале в Сан-Паулу и Архитектурной биеннале в Венеции.
В галерее на Петроградской стороне выставили работы Китаева, созданные этой весной: картины с образами животных и объект в виде белого черепа. Сам художник отмечает, что все эти произведения стали началом «черного» периода в его творчестве.
«Бумага» показывает, как выглядят картины, и публикует комментарий автора.
Родион Китаев
художник
— Все работы для выставки создавались весной 2022 года. 24 февраля у меня начался новый — «черный» — период. Первая, самая крупная по размеру, живопись со слепым смерчем-уроборосом — страшная констатация того, что бессмысленное зло и жестокость, от которой мы, к сожалению, никогда не сможем избавиться, не может быть созидательной, не может оправдывать свои кошмарные средства никакими целями. От этого нежизнеспособного чудовища в итоге остается гниющая голова на обглоданном до белизны остове.
Еще одной работой серии стала небольшая картинка с голубем, проткнутым двумя пластмассовыми гвоздиками — «классическими розами» советских военных мемориалов. Искаженные символы памяти и истории возвращаются к нам в виде уродливых и опасных орудий смертоносной пропаганды.
Работа над проектом велась довольно быстро, практически без эскизов и предварительного рисунка, сразу краской по холсту. В это время я впервые в своей практике настолько ярко столкнулся с сублимационными свойствами творчества. Именно творчество позволяет хотя бы на пару часов в день выйти из кошмара беспомощности, бессонницы в инстаграме, холодного отчаяния и фрустрации, переходящих в немотивированную агрессию. С помощью творчества апатию или панику можно перевести в какое-то более конструктивное состояние.
Большую часть сюжетов я придумал в последние выходные февраля, находясь на психоаналитической зум-конференции, где московские знакомые со своими коллегами из Киева и Парижа обсуждали письмо Фрейда Эйнштейну «Неизбежна ли война?».
В этой серии мне хотелось максимально прямого, телесного воздействия на зрителя. Отсюда образы с телесными повреждениями, нагота, физиологичность и тлен. Беззащитность и отвращение, жалость и злость. К образам животных, с которыми я часто работаю, в этот раз обратился по-новому. Получились существа из архаических, реликтовых страхов человека, как на антифашистских плакатах Джона Хартфилда и других авторов. Это образы, отсылающие к тем временам, когда атомную бомбу бояться было еще рано, а вот кобра или молния представляли реальную опасность.
Мне кажется, мои работы — простые сообщения, не требующие дешифровки. Я делаю прямую отсылку к наследию бельгийского художника Рене Магритта, в чьих работах живописность выхолощена. Благодаря этому создается эффект псевдорекламного плаката, так что на первый план выходит именно сюрреалистическая комбинаторика образов, а средства ее передачи — максимально прямые. Также можно вспомнить Альфреда Кубина и Одилона Редона, у которых ощущается незавуалированная хтонь мутной, жестокой, переломной эпохи.
Что еще почитать:
- «В 5 лет меня пугали домовым, в 35 — участковым». Посмотрите на работу Максима Имы в «Третьем месте».
- Три петербургские выставки о тревожности. Где их смотреть и что говорят авторы.