Вчера в прокат вышла картина «Двенадцать лет рабства» — масштабное кино о человеке, незаконно порабощенном в середине XIX века. «Бумага» рассказывает о новой работе Стива Маккуина, вспоминает, чем еще известен британский режиссер, и рекомендует несколько старых фильмов по случаю.
Кадр из фильма «Двенадцать лет рабства»
Стив Маккуин, бывший видеохудожник из Великобритании, сделавший себе имя в большом кино техничными моралите об экзистенциальных проблемах белых людей (в исполнении Майкла Фассбендера), впервые выступает в жанре большой голливудской драмы. «Двенадцать лет рабства» основан на мемуарах Соломона Нотарпа — мужчины, которому в Америке позапрошлого века не повезло с цветом кожи. Будучи свободным человеком по праву рождения, Нотарп был похищен и под чужим именем продан в рабство на южную плантацию. Фильм Маккуина — хроника жизни Нотарпа в неволе, где он сменил несколько хозяев и прошел через несколько стадий своего отношения к новому статусу.
В отличие от двух предыдущих фильмов Маккуина, где актерский состав состоял из Фассбендера и еще каких-то людей на фоне, в «Двенадцати годах» занят, соответственно масштабу постановки, целый ансамбль. Главного героя играет не очень известный, но опытный актер Чиветел Эджиофор. В ролях плохих белых выступают тот же Фассбендер, Пол Джаматти и Пол Дано (пастор из «Нефти»); в ролях хороших белых — Бенедикт Камбербатч (он не очень хороший, но почти) и Брэд Питт (он очень хороший). Герой последнего появляется на экране ненадолго, но играет ключевую роль в сюжете: он поможет Соломону восстановить справедливость и свой статус накануне Гражданской войны и отмены рабства как такового.
«Двенадцать лет рабства» — один из четырех за этот год больших студийных фильмов, посвященных отношениям белых и черных (о том же — «
Джанго освобожденный», «Дворецкий» и «Долгая дорога к свободе» — байопик Нельсона Манделы, вышедший в американский прокат за две недели до смерти бывшего президента ЮАР). Для Маккуина это куда более личный проект, чем «Голод» и «Стыд», поскольку тема расовой дискриминации касается его напрямую, но это тот случай, когда личный интерес совпадает с общественным запросом. «Двенадцать лет» — будущий победитель «Оскара»; конкуренцию может составить разве что «Гравитация», но вряд ли.
Еще два фильма Стива Маккуина
«Голод»
Фассбендер — сильный духом террорист из Ирландской республиканской армии в заточении.
«Стыд»
Фассбендер — морально опустошенный яппи-эротоман с Манхэттена.
О межрасовых отношениях: «Делай как надо» Спайка Ли
Этапный фильм об истории вопроса, изобретательно снятый афроамериканцем Спайком Ли в черном квартале Бруклина. «Делай как надо» рассказывает об одном жарком дне на одной улице; в кадре появляется десятка два колоритных обитателей квартала. Все они черные, за исключением престарелого итальянца, который уже тридцать лет держит здесь пиццерию, и его двух сыновей. В пиццерии все и начнется, когда персонаж по прозвищу Пучеглазый, озабоченный расовым вопросом, потребует от итальянцев повесить портрет Мартина Лютера Кинга на стене.
Об американском юге: «Звери дикого Юга» Бена Зайтлина
Лучшее американское инди прошлого года и просто редкий зверь в независимом кино, незаметно прошедший в российском прокате. Почти сказочная история о веселых аскетах из дельты Миссисипи, живущих в лачугах на воде и каждый день устраивающих праздник. Присутствуют персонажи вполне гарсиа-маркесовские — как женщина, чья красота заставляет кипеть воду в кастрюлях, — и доисторические чудовища, чей топот вызывает потопы. Чудесная девочка Кувенжане Уолис в главной роли, кстати, есть и в «Двенадцати годах рабства», как и сыгравший ее отца Дуайт Генри.
Главный герой — скрипач: «Стыд» Ингмара Бергмана
Один из самых необычных фильмов Бергмана, снятый чуть ли не как репортаж, рассказывает о паре музыкантов средних лет, чей брак подвергается испытанию чрезвычайными обстоятельствами. В стране, где они живут, начинается война (контекст минимален: страна, как и причины войны, не называется); супруги предпочли бы вовсе не вмешиваться, но это невозможно. В результате герой Макса фон Сюдова проявляет себя как слабый человек, готовый к соглашательству, а его жена в исполнении Лив Ульман оказывается решительной и рациональной. Эти же крайности переживает герой «Двенадцати лет рабства», тоже скрипач по профессии; а еще «Стыдом» назывался предыдущий фильм Стива Маккуина.