На прошедшем Петербургском международном культурном форуме выяснилось, что российское и петербургское кино уже не так безнадежно, а для просвещения публики в области кинематографии есть совершенно конкретные инструменты. «Бумага» рассказывает о нескольких новых петербургских фильмах, сделанных на «Ленфильме», и о проекте долгожданной городской синематеки.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Некоторые достижения «Ленфильма»
Событие с громким названием «Петербургский международный культурный форум» на минувшей неделе прошло относительно тихо, а зря: в секции, посвященной кино, успели обсудить важные вопросы проблемной в городе отрасли. Во-первых, там прошла презентация нескольких петербургских фильмов (как бы непривычно ни звучали в сочетании слова «петербургский фильм» и «несколько»). Это, в частности, сразу две картины Любови Аркус, чей «Антон тут рядом» в прошлом году стал важным событием в документальном кино России и не только. Один из этих проектов продолжает тему «Антона»: фильм «Онега» о летнем лагере для детей-аутистов снимался одновременно с дебютом Аркус. Другой фильм — портрет Алексея Балабанова. Над этой картиной Аркус работала в последние месяцы жизни режиссера. Другой важный проект, сделанный на «Ленфильме», — сериал «Ладога» Александра Велединского, режиссера фильма «Географ глобус пропил», о блокадной Дороге жизни. Его покажут на Первом канале в следующем году. Кроме того, анонсировано еще несколько небольших картин, снятых при участии «Ленфильма».Петербургский международный культурный форум на минувшей неделе прошел относительно тихо, а зря: в секции, посвященной кино, успели обсудить важные вопросы проблемной в городе отрасли
Некоторые успехи отечественного кино
Помимо текущей повестки дня, на форуме обсудили будущее — поскольку при всех новых проектах «Ленфильма» о будущем все равно стоит подумать. На конференции «Дети Синематеки», собравшей множество российских и зарубежных спикеров, говорили о том, как поднять уровень кинематографической культуры в городе (и, шире, в стране) и как бы поспособствовать серьезному интересу к кино у широкой публики. Ответ, собственно, уже был дан в названии конференции. С одной стороны, может показаться, что проблемы и вовсе нет: в последнее время, пожалуй, интерес к русскому кино был выше обычного. Цитата из фильма «Изображая жертву» о том, где именно находится это самое русское кино, превратилась в такое клише, что успела надоесть, и ламентации по этому поводу наскучили всем. Одним из итогов 2013 года стало то, что даже интеллектуальная пресса, раньше игнорировавшая русский мейнстрим, в этом году вдруг заинтересовалась творчеством Дмитрия Астрахана и комедиями с Сергеем Светлаковым. Нельзя исключать, что положительные рецензии на «Деток» и «Горько!» — в какой-то степени жест отчаяния, но это уже вопрос второстепенный. Что касается кассовых сборов, то для русского кино год получился удачным: в десятке за год — три российских фильма, один из которых («Сталинград» Федора Бондарчука) возглавил рейтинг.Нельзя исключать, что положительные рецензии на «Деток» и «Горько!» — в какой-то степени жест отчаянияТем не менее было бы глупо утверждать, что все проблемы позади и мы уверенной поступью движемся к процветанию. Если мейнстрим чувствует себя хорошо (хотя об этом пока рано говорить), самое время задуматься о душе, то есть о той самой кинематографической культуре. С профессиональным образованием ситуация понемногу исправляется, с просвещением — нет. Об инициативе Никиты Михалкова, предлагавшего изучать кино в школах, давно ничего не слышно; старые фильмы на большом экране в России увидеть почти негде. При этом существование киноклубов, иногда с довольно нетривиальным репертуаром, а также статистика скачиваний на торрент-сайтах показывают, что интерес к старому и непрокатному кино существует.
Некоторые планы по синематеке
Формат решения этой проблемы давно найден — это формат синематеки. Ее участники конференции и предложили создать в Петербурге, а в перспективе — и в других городах России. Это не то же, что обычный архивный кинотеатр (как «Иллюзион» в Москве): синематека — это и архив, и музей, и лекторий, и клуб — в общем, важная часть инфраструктуры местного кино. Такова исторически первая Французская синематека в Париже, основанная еще в 30-е. Без нее не было бы «новой волны» — поворотного движения в истории мирового кино, чьим представителям (Годар, Трюффо, Ромер, Варда и другие) сеансы Синематеки успешно заменили профессиональное образование. Чтобы проиллюстрировать, какое значение она имела для парижской молодежи: бунты 1968 года практически начались с того, что местный Минкульт попытался сместить с должности популярного директора Синематеки Анри Ланглуа. Сейчас подобные заведения существуют во всем мире: в числе гостей, выступавших на конференции, были директоры киноархивов Копенгагена и Вашингтона, а также глава нового амстердамского музея Eye — многозального комплекса, сочетающего обычный артхаусный прокат, архивные показы, выставки и видеоарт. Даже в Люксембурге автор этих строк в свое время наткнулся на здание с вывеской «Городская синематека» — небольшое, конечно, но в Люксембурге все небольшое; в России нет и этого.Было бы глупо утверждать, что все проблемы позади и мы уверенной поступью движемся к процветаниюНекоторое время назад в России уже было подобное учреждение — Музей кино в Москве. Он существует и сейчас, но последние десять лет — без собственного здания: в 2005 году его выселили из киноцентра на Пресне, несмотря на международный скандал. Московские кинематографисты и киноманы до сих пор вспоминают это место: кинокритик Андрей Плахов во вступительном слове к конференции сказал, что Музею мы обязаны своей маленькой «новой волной» середины 2000-х. Была ли эта волна волной — спорный вопрос, но, может быть, именно из-за закрытия единственной российской синематеки она так и не выросла в серьезное движение. Инфраструктура, необходимая для создания синематеки, в Петербурге есть: киностудия «Ленфильм», недавно получившая государственный кредит и нацеленная на восстановление городской кинокультуры, фонд Александра Сокурова, поддерживающий дебютное и экспериментальное кино, а также журнал «Сеанс» в качестве источника интеллектуальных ресурсов. Собственно, «Сеанс» уже давно занимается такой деятельностью, только вместо нормального кинозала ему приходится проводить показы и лекции в помещении магазина «Порядок слов». Владелец «Порядка слов» Константин Шавловский (он же редакционный директор «Сеанса») — один из главных идеологов проекта петербургской синематеки. Результаты конференции пока остались только на бумаге — точнее, в меморандуме, опубликованном на сайте «Сеанса». Как это обычно и бывает с гуманитарными проектами, все упирается в чиновников и желание государства профинансировать инициативу, но, судя по тому, что московскому Музею было обещано новое здание, дела сейчас не так плохи, как восемь лет назад.