«Ультрамариновая болезнь» — это нарушение однородности синего цвета, его «пожухлость» и «пятнистость». Чаще с ней сталкиваются произведения художников Возрождения. «Бумага» рассказывает, что известно о специфическом «заболевании» и на каких произведениях да Винчи и Рембрандта можно заметить его следы.
«Ультрамариновая болезнь» — это специфическое «заболевание» музейных полотен
Произведения в музейных собраниях страдают от различных музейных «заболеваний». Это, например, трещины красочного и лакового слоя, пожелтение лака, выцветание пигментов.
«Ультрамариновая болезнь» — это утрата синим пигментом его первоначальной яркости. Ультрамарин раньше называли «алмазом среди прочих красок», но вследствие химических процессов пигмент оказался очень хрупким.
В Эрмитаже от «ультрамариновой болезни» давно страдает шедевр Леонардо да Винчи
Выцветания пигмента можно наблюдать на примере двух произведений Леонардо да Винчи в коллекции Эрмитажа. Так, у «Мадонны Литты», выполненной темперой, мафорий Богородицы ярко-небесный. Он заметно выразительнее, чем «усталый» синий в складках под правой ножкой Христа на масляной картине «Мадонна Бенуа».
— Живопись темперой, в которой связующим элементом служили желтки куриных яиц, сохраняла насыщенность и глубину ультрамарина. С изобретением масляных красок ситуация изменилась. Взаимодействие ультрамарина с маслом запускало химические процессы, которые уже нельзя было контролировать. Поэтому именно картины XVI–XVIII веков оказались подвержены «недугу» больше всего.
Синий цвет потускнел и на картине «Мадонна с Младенцем» Франческо Франчи
«Мадонна с Младенцем, святыми Лаврентием, Иеронимом и двумя музицирующими ангелами» — произведение итальянского художника эпохи Возрождения Франческо Франчи. Картина датируется 1500 годом.
Композицию полотна выстраивают цвета в виде крупных локальных пятен (наследие традиций иконописи) — доминирующего ультрамаринового на плаще Мадонны и алого на одежде святых.
— Благородный ультрамарин традиционно цвет Богородицы, добываемый из ценного афганского лазурита — ляпис-лазури, — производил сильное впечатление. Но под воздействием света лазурит запускал ускоренную деградацию связующего вещества красок — масла. Со временем это сделало цвет «плоским», что мы и видим на картине Франчи.
В живописи после Возрождения такая «болезнь» встречается реже. Пигмент выцвел, например, на одной из картин Рембрандта
В живописи Нового времени, когда декламация цвета сменилась сложными колористическими решениями, подобные процессы не так часто, но встречаются — например, на полотнах голландцев. От «ультрамариновой болезни» пострадала небольшая картина Рембрандта — «Притча о работниках на винограднике».
На этой картине, иллюстрирующей евангельскую притчу, изображена освещенная солнцем горница, полная людей. Если присмотреться, можно заметить, что головные уборы работников на заднем плане изменили цвет: их когда-то синие тюрбаны стали серыми.
«Ультрамариновая болезнь» скорее «хроническое заболевание». Ее начали подробно исследовать только в последнее время
Сегодня реставраторы придерживаются консервативного подхода и считают, что лучше не трогать пострадавшие полотна, пока технологии «лечения» не устоятся (речь идет о насыщении, регенерации разрушившегося связующего вещества).
Препятствует обесцвечиванию, среди прочего, стабильность температуры в специальных витринах — стеклянных футлярах. В таком, например, находятся картины Леонардо да Винчи.
Что еще почитать:
- На какие выставки обратить внимание в ноябре: цифровое искусство от Эрмитажа, православная керамика и космизм в работах Кандинского.
- Как советская власть распродавала коллекции петербургских дворцов и музеев — не только Эрмитажа. Отрывок из книги «Проданные сокровища России».