19 ноября 2020

В саду Фонтанного дома — выставка памяти Бродского. Это псевдоархеологическая инсталляция с вросшей в стену мебелью, стихами и портретом поэта с котом

В Музее Анны Ахматовой до конца года работает выставка под открытым небом «Сохрани мою тень». Она посвящена памяти Иосифа Бродского — в этом году поэту исполнилось бы 80 лет.

Экспозиция организована в саду Фонтанного дома. На одной из стен размещены фотографии Бродского, материальные свидетельства его эпохи — посуда, одежда, мебель — и аудиоклипы. Над проектом работали творческая мануфактура «ПТХ» (Женя Исаева и Маша Небесная) и театральный режиссер Яна Тумина. 

«Бумага» осмотрела уличную выставку «поэтической археологии» и рассказывает, как устроен проект.

В Петербурге растет заболеваемость коронавирусом. Музеи города продолжают работу, но «Бумага» просит вас не забывать о возможных рисках и мерах предосторожности.

Адрес: сад Фонтанного дома

Время проведения: до 31 декабря

Ссылка: akhmatova.spb.ru

Вход: бесплатно

Что можно увидеть на выставке?

«Сохрани мою тень» работает под открытым небом: на одной из садовых стен воссоздали личное пространство Иосифа Бродского и предметы его эпохи. Всё начинается с телефонной будки, над ней — слегка истершееся слово «Свобода» и табличка с номером 47-го автобуса (он шел прямо к дому поэта — выше по Литейному).

Следующие фрагменты стены отражают другие, символичные для коммунальной квартиры, пространства. В «коридоре» представлены почтовые ящики, на всех — номер 28 (это номер квартиры в доме Мурузи, где жил поэт). Внутри лежат телеграммы, конверты с иностранными марками или опавшие листья. В «кабинете» — «вросшие» в стену стол и настольная лампа. В «спальне», оформленной в голубых и розовых тонах, выставлены голубые джинсы, покрытые слоем мха, — как символ давно прошедшей юности.

В некоторых «комнатах» — строки стихов Бродского на копировальной бумаге, фотографии поэта на фоне небоскреба и с рыжим котом, упаковка китайской тушенки «Великая стена». Стены расписаны стихами Бродского, из динамиков доносятся звуки — от шума посуды на воображаемой кухне до голоса поэта, дающего интервью.

Жанна Телевицкая
заведующая выставочным отделом музея и соавтор выставки

— Нам нужно было создать монографический «выставочный продукт» в том смысле, что главный герой один — поэт Иосиф Бродский. И художник выставки один. Творческая мануфактура «ПТХ» — это два художника, но это не меняет дела, так как это настоящее сотворчество. Действуют они именно как единый автор. Изначально мы задумывали этот проект для выставочного зала, но в итоге решили устроить его в саду. Ведь Бродский, его стихи — это прежде всего свобода, творческая и экзистенциальная. А свободе больше всего соответствует открытое пространство, вольный воздух.

Чем интересная экспозиция?

«Сохрани мою тень» — это выдуманное пространство, реконструирующее 60-е и 70-е годы ХХ века. Проект не претендует на историческую достоверность: куда более точное воссоздание того времени можно найти, например, в знаменитых «Полутора комнатах». У авторов уличной выставки в саду Фонтанного дома была другая цель — превратить образ коммунальной квартиры поэта в псевдоархеологическую инсталляцию.

Женя Исаева
соучредительница творческой мануфактуры «ПТХ»

— Идея выставки — археологические раскопки, обломки былой империи, где вещи переплетаются со смыслами. Вообще, как и на прошлых выставках из этого цикла [«В предлагаемых обстоятельствах»], нашей задачей было просто напомнить, расшевелить и сподвигнуть вновь или впервые нырнуть в поэзию Бродского. Потому что мы уверены, что любые стихи — это тренажер для души.

Экспозицию выстроили вокруг многочисленных аллюзий и реминисценций: даже название выставки является цитатой из раннего стихотворения Бродского «Письма к стене». Отсылают эти строки и к девизу рода Шереметевых Deus conservat omnia! («Бог сохраняет всё») — эта надпись нанесена на фасад Фонтанного дома. Подобная интертекстуальность предполагает вдумчивую прогулку и внимательное изучение выставленных в саду артефактов — только так можно заметить все цитаты и пересечения (например, надпись «Не выходи из музея, не совершай ошибку» на выходе из сада).

Жанна Телевицкая
заведующая выставочным отделом музея и соавтор выставки

— Женя Исаева, Маша Небесная и Яна Тумина придумали поэтическую археологию, где смысл стиха так же многослоен, как старая стена, сохранившая слои обоев, газет, черновиков, рисунков. Визуальный ряд весь построен на аллюзиях, недосказанностях. И каждый, кто придет на выставку, сам «достроит» эти образы. Возможно, найдет «свои» стихи, захочет их прочитать или перечитать.

Почему это нужно увидеть?

Музей Анны Ахматовой ежегодно делает выставки для молодой аудитории: подростков и школьников. Проект «В предлагаемых обстоятельствах» запустили в 2015 году. Первую выставку цикла — «Один на один» — организовали как раз в саду, только не на открытом воздухе, а во временном павильоне. Таким образом, шестая экспозиция серии в каком-то смысле вернулась к истокам. Отчасти из-за пандемии коронавируса, отчасти — из-за своей идеи.

Перенос выставки в сад совпал с общегородским трендом: всё больше арт-пространств и художников устраивают уличные выставки. «Манеж» регулярно показывает инсталляции на площади у комплекса, паблик-арт выставляют в саду Бенуа. Впрочем, «Сохрани мою тень» напоминает скорее недавний фестиваль «Арт Проспект» и его сайт-специфичные проекты или интервенции от Кураторского форума.

С началом пандемии коронавируса популярность уличных экспозиций только выросла, и эту тенденцию легко объяснить: открытые пространства безопаснее помещений, да и соблюдать дистанцию на улице куда проще. 

Женя Исаева
соучредительница творческой мануфактуры «ПТХ»

— У Петербурга очень сложные отношения с паблик-артом, поскольку город наш во многом «законсервирован». Поэтому мы очень рады, что всё так сложилось. Благодаря этому расширилась так называемая точка входа. И мы видим, что даже маленькие дети, которые вряд ли попали бы на экспозицию внутри, радостно бегают по выставке и задают вопросы родителям. И это здорово, потому что наша выставка становится поводом для осмысленного диалога.

Три факта о выставке

  • Иосиф Бродский, скорее всего, никогда не был в Фонтанном доме. Анна Ахматова уехала оттуда в 1952 году, а с Бродским познакомилась в 1960-е. В эти годы в здании находился институт Арктики и Антарктики — закрытое учреждение, куда поэт вряд ли мог попасть.
  • Это уже шестой интерактивный проект для подростков, который Музей Анны Ахматовой проводит совместно с творческой мануфактурой «ПТХ». Предыдущие коллаборации были посвящены братьям Стругацким, Анне Ахматовой и Уильяму Шекспиру.
  • В мае 2020-го музей провел опрос, приуроченный к 80-летию Бродского. Респондентам предложили ответить на вопросы, касающиеся стихов Бродского и восприятия его личности. На основе результатов был создан короткий фильм «Я бы спросил у Бродского: Как дела?».

Что еще почитать по теме?

Женя Исаева и Жанна Телевицкая убеждены, что лучше всего их выставку дополнят стихи Иосифа Бродского и другие тексты, связанные с поэтом. Это могут быть его эссе «Полторы комнаты» и «Трофейное», его нобелевская речь или статьи в советских газетах (например, «Окололитературный трутень» — вырезку с этим материалом можно найти и на стене сада).

Женя Исаева
соучредительница творческой мануфактуры «ПТХ»

— В этой выставке нам захотелось максимально сосредоточиться на чувствовании, на собственных ощущениях и мыслях. На поэзии. Поэтому просто посоветуем еще раз открыть Бродского и «читать с любого места чужую книгу».

Жанна Телевицкая
заведующая выставочным отделом музея и соавтор выставки

— В нашем случае на этот вопрос [что еще почитать] отвечает сама экспозиция: на каждом фрагменте стены есть маленькие таблички со строчками стихов Иосифа Бродского, иногда они написаны прямо на стене. И это повод развернуть короткую цитату в целое стихотворение и прочитать его впервые или услышать по-новому что-то прежде читанное. И вообще, вся выставка — это резон читать и читать.


Читайте также, на какие выставки стоит обратить внимание в ноябре, и смотрите, как эффектно выглядит проект «Утопия Спасенная» известной южнокорейской художницы Ли Бул в «Манеже». А в этом материале читайте о пространствах Петербурга, которые открыли художники.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Классик немецкого романтизма в Эрмитаже и другие новые выставки Петербурга
Академическая живопись, издание Базелица в «Полутора комнатах» и другие новые выставки Петербурга
Где смотреть искусство за пределами центра? Гид «Бумаги» по современным площадкам в промышленных и спальных районах
Скульптуры в окнах и другие новые выставки Петербурга
Стараться больше, чтобы получить меньше. Как Anna Nova Gallery удается продвигать российских художников не только внутри страны, но и за границей
Гиды
Классик немецкого романтизма в Эрмитаже и другие новые выставки Петербурга
Коробки с новогодней едой подорожали, а заказывать их пора уже сейчас. Вот что предлагают рестораны и кондитерские
Если бы Петербург был человеком. Фотограф Мария Павловская борется с городом как штампом с помощью выставки на Невском, 20
Где легально срубить елку в Ленобласти? 19 локаций и короткая инструкция
Аренда чуть дешевеет, продажи не встали, но покупатели требуют ремонт. Что происходит на рынке жилья в Петербурге при ипотеке 30 %
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.