Карим Рашид — один из наиболее известных мировых дизайнеров, который сотрудничал с именитыми модельерами и брендами. Однако большую часть модной индустрии он причисляет к пережиткам прошлого, а вдохновение шедеврами искусства считает китчем. О том, что такое цифровой век в дизайне, социальном опыте и удобной зубной щетке — в лекции Карима Рашида на «Бумаге».
Фото с пресс-конференции в Петербурге
О дизайне цифрового века
Творческие люди не видят будущего. Мы видим настоящее так же, как все другие видят прошлоеПоследние 30 лет мы живем в цифровом веке, а предыдущие 100 тысяч лет мы существовали в аналоговом мире. Мы только в начале чего-то. Итак, что произошло за последние годы? Дизайн стал общественным объектом и частью повседневной жизни. Он касается каждого из нас — с момента, как вы встали, до того, как вы собираетесь заснуть. За день вы контактируете с 600-700 объектами, которые оказывают огромное влияние на вас как эмоционально, так и физически. Они влияют на то, как вы ориентируетесь и живете в мире. Поэтому странно, что в прошлом веке мы так много говорили о моде и дизайне, об искусстве, но никогда не касались темы индустриального, физического дизайна. Сейчас мы по-прежнему ошибаемся насчет дизайна, называя этим словом не дизайн, а то, что является стилем. Стиль — это когда я углубляюсь в историю и копирую ее. Легко быть воодушевленным изображением, но гораздо сложнее быть воодушевленным социальным поведением. Если вы делаете дизайн, вы работаете с человеческим опытом в настоящем времени — если же вы хотите делать стиль, вы смотрите в историю. Проблема в том, что в мире есть немного идей и много-много вариантов.
О стиле как воспроизведении архетипов
Забудьте о том, чтобы ходить в Лувр и смотреть на картины. Это китчСтиль — это опасная вещь. Потому что история врет. История может быть приукрашена, изменена, пропагандируема и, вообще, являться тем, во что мы хотим верить. Так что забудьте историю. Цифровой век дает каждому из нас возможность иметь потрясающую и насыщенную опытом жизнь.
Фото: karimrashid.com
Берясь за проект, я в первую очередь думаю о социальном человеческом поведении. Я проектировал отель и, соответственно, там мне нужно было проводить множество деловых встреч и, как правило, в качестве места мы выбирали холл. Но в 99 % отелей всего мира я не мог встречаться в холлах — они не были спроектированы для этого. Это архетип: я ставлю стул или диван, кофейный столик и еще один диван. Так делают везде. Итак, я пытаюсь разговаривать о бизнесе или о чем-то конфиденциальном через этот мраморный стол, но это невозможно. Представляете, сколько сил и энергии нужно, чтобы поехать на карьер в Италии, доставить эту скалу на землю, а потом отполировать эту штуку, переправленную по морю на другую сторону Земли, и поставить на пол в номере отеля? Что это? Это стиль. Прошлым месяцем в Бруклине я был в самом дорогом ресторане города. Все говорили, как сложно забронировать столик, пройти и все такое… Я пошел и сидел на стуле, который походил на непонятную деревянную штуковину весом в сотню килограммов. На задней стороне стола были деревянные штыри. Почему я со смартфоном в кармане и припаркованным около ресторана электромобиле должен сидеть на этом стуле?Почему цифровой век такой исключенный и такой впечатляющий, а физический мир плетется сзади?Еще один случай я привез из Чикаго: там был очень знаменитый шеф-повар молекулярной кухни, который использует для приготовления блюд, к примеру, жидкий азот и сухой лед. А интерьер ресторана был мрачным и давящим. Я спросил: «Почему ваш ресторан не такой авангардный, как еда?» Или вот еще: Burberry представил свой платок, идея которого пришла из Шотландии XIV века. Я бы спросил у него: «Какой зануда будет делать то, что пришло из века XIV-го в XXI-й?» Если вы носите орнамент, почему этот орнамент не говорит о том времени, в котором мы живем? Где украшение времени, в котором мы живем? И вот тут возникает главный вопрос: почему, когда мы думаем о физическом мире, мы регрессируем? Почему цифровой век такой исключенный и такой впечатляющий, а физический мир плетется сзади? Дизайнеры моды, стилисты, модное образование — мы полностью оглядываемся назад, учим студентов быть вдохновленными историей! Модная индустрия полна архетипов. Они не делают дизайн, только стиль. Забудьте о том, чтобы ходить в Лувр и смотреть на картины. Это китч. Абсурд — продавать на Sotheby’s картины за миллионы долларов. Дизайн — это демократичное искусство.
Цифровой век и развитие массового творчества
Внезапно у всех нас появился голос и мы все можем стать музыкантами или диджеями, цифровыми художниками — кем угодно. Именно это будоражит меняВремя изменилось. Новый век — это век творчества. Люди с развитым левым полушарием мозга — то, что нужно всем индустриям. Когда я пошел в школу дизайна в 1978-м, я был поражен, как мало предприятий имели дизайнеров в штате и проявляли интерес к этой области. Сегодня вы не можете существовать без дизайна, вы нуждаетесь в дизайне как единственном дифференциаторе брендов. Например, я проектирую телевизор для Samsung с технологией LCD. В мире есть только 2-3 предприятия, которые владеют технологией производства таких дисплеев. Еще есть 200 компаний, которые делают телевизоры, и каждая из них, чтобы выделить себя, нуждается в дизайне. Нет идеальней примера, чем успех Apple. Дизайн – вот что сделало эту компанию. Технология приходит откуда угодно: если вы откроете айпод, вы найдете технологию винчестера от Toshiba. Так что дизайн — это способ выделить бренд. А что позволяет творчество? Внезапно у всех нас появился голос и мы все можем стать музыкантами или диджеями, цифровыми хужодниками — кем угодно. Именно это будоражит меня. Каждый человек имеет потенциал быть креативным. Я о людях, которые 30-40 лет назад говорили: «Ой, я не творческий — я банкир». Вы можете быть креативными в любой профессии, я всегда говорю, что настоящий художник меняет свою профессию. Например, хирург решает применить новый тип хирургии после экспериментов и теории — вот это акт творчества. Проблема в том, что мир никогда по-настоящему не поддерживает креативность. Откровенно говоря, нет достойного уважения к творческим людям — в истории большинства стран они были репрессированы. 30 лет назад никто не имел смартфона, никто не был фотографом — тогда действительно было очень мало фотографов в мире. Сейчас же все фотографируют, все стали критиками. Если вы проводите ночь в каком-нибудь отеле в Париже и вам что-то не нравится, вы можете написать об этом, тем самым разрушив отель. Если вы не хотите, чтобы в Петербурге появилось какое-нибудь кафе, у вас есть возможность предотвратить его появление. Это не политика, это путь цифрового века. Что такое аналоговый мир? Это был мир империй, династий, который в конечном счете стал миром политиков, диктаторов и всего такого.
О своих работах и идеях
Если завтра я захочу сделать тюрьму, то как? Я создам комнаты полностью гладкими, и заключенный будет чувствовать себя в большем пространствеИмея дело с дизайном, мы создаем форму человечества на 20, 50 или хотя бы 5 лет вперед. Например, я проектирую здание и знаю, что пока оно строится — это может быть 5 лет, — образ жизни людей может измениться, поэтому я должен чувствовать это. Мне всегда говорят: «О, ваши работы футуристичны, это — не настоящее время», то же самое мне говорили 20 лет назад. Творческие люди не видят будущего. Мы видим настоящее так же, как все другие видят прошлое. Французский философ Жан Бодрияр говорил об объектах нашего мира как о препятствиях, то есть физические вещи — это препятствия. И я задумался об этом: ведь я проектирую материальные вещи и должен проверить: не создаю ли я препятствий в жизни? Мы должны гуманизировать нашу среду. Я делал дизайн для зубной щетки. Вы не можете сделать щетку на компьютере, вы должны изготовить модели-прототипы, взять их в руку и попробовать. Поверьте, это и есть цифровой век. 30 лет назад зубные щетки были палками — сегодня это как технология бега. Легкий полимер, отлично чувствуется в руке и чистит зубы быстро, гораздо качественнее, чем раньше. Это путь, по которому мир становится все лучше, лучше и лучше. В 1954 году Converse изобрел свои кеды. В 60-х и 70-х баскетболисты бегали на плоских подошвах. Никакой амортизаторной поддержки, ни балансирования, ничего. Посмотрите на спорт сейчас, насколько продвинулась спортивная одежда: например, компания Jawkee сделала футболку, которая охлаждается и нагревается от вашего тела, и эта футболка доступна для любого. Знаете, сколько я слышал про отделку ванных комнат? «О, мы должны отделать ее кафелем или плиткой». Не говорите мне о плитке, это старинный материал и довольно опасный, когда вы голый. Может, спальня должна быть из плитки, а ванная из резинки? Сколько полов есть из резины? Балетные, гимнастические — это изумительные материалы и недорогие.
Цель для художника — делать что-то оригинальное из этой жизни. Если вы делаете это что-то, вы первый из 6,7 миллиарда людейДизайн – это чувственный эксперимент, он может пахнуть, звучать. Когда вы проектируете ресторан, вы должны слышать человека, который будет в этом ресторане. Вы проектируете акустику, освещение, пространство, обтекаемость, комфорт. Вот это – дизайн. Например, я сделал музыкальный отель, в который вы могли зайти и выбрать любой инструмент в комнате. Весь отель был проникнут ощущением музыки. Я проектировал пространства и то, какие чувства они вызывают. Музыка — великолепная вещь, она вызывает чувства и является нематериальным объектом. Окончательный кусочек модернизма — это тюремная камера. Упрощенная, минималистичная. Если завтра я захочу сделать тюрьму, то как? Я создам комнаты полностью гладкими, и заключенный будет чувствовать себя в большем пространстве. Цель для художника — делать что-то оригинальное из этой жизни. Если вы делаете это что-то, вы первый из 6,7 миллиарда людей. Разве это не удивительно? Просто сделайте одну оригинальную вещь! Сколько людей существовали за истории человечества? 400 миллиардов людей. Вы – один из всех этих людей. Так что идите сегодня домой и делайте.