Как петербургские рабочие в конце XIX века собирались в лесу, чтобы обсудить длительность рабочего дня и штрафы, кто организовывал первомайские акции до революции и когда впервые прошло масштабное шествие по городу?
Кандидат исторических наук и преподаватель СПбГИКиТ Сергей Виватенко рассказал «Бумаге», как в Петербурге праздновали Первомай до СССР.
— Есть несколько версий происхождения праздника 1 мая как Дня солидарности трудящихся. Считается, что он появился в Италии: там в этот в день было принято заключать договоры на год. Люди могли бороться за свои права так же, как, например, в Юрьев день в России, когда крестьяне переходили от одного помещика к другому.
Во Франции 1 мая также подписывали договоры на год, и эта дата была днем противостояния власти, когда люди могли выдвигать свои требования. Им разрешали выступать на Гревской площади в Париже (там также проводили казни — прим. «Бумаги»), где сейчас находится городская мэрия. Во французском языке даже есть слово grève, которое переводится как «забастовка».
В Европе 1 мая стали бороться за права трудящихся в последней четверти XIX века. Наши революционеры переняли эту традицию, и решили устраивать акцию в России. Но в это время демонстрации были запрещены — из-за них можно было отправиться в ссылку или тюрьму, поэтому собрания решили устраивать на свежем воздухе. Так появились маевки — нелегальные собрания рабочих и революционеров, которые проводили в лесу. Там люди выпивали, закусывали и пытались договориться между собой насчет совместной борьбы за права.
В конце XIX века рабочие компактно жили в рабочих заставах — в Нарвской заставе, где находился Путиловский завод, Невской заставе с Обуховским и Невским заводами, а также на Выборгской стороне. Их дома находились недалеко от заводов, и если рабочие хотели пойти на маевку, они не ехали через весь город, а пытались найти лес неподалеку.
Жившие на Выборгской стороне проводили маевки там, где сейчас находится станция метро «Политехническая». Там была немецкая колония, в которой жили католики, и собрания можно было связать с религиозными [обрядами]. Рабочие Невской заставы собирались на берегу Невы в районе Рыбацкого.
На маевках рабочие в первую очередь обсуждали вопросы экономического характера — сокращение рабочего дня, увеличение зарплаты и уменьшение штрафов. Несмотря на то, что в Петербурге зарплата рабочего позволяла не голодать, ее было сложно получить в полном объеме из-за штрафов. Рабочих штрафовали за всё: за опоздания, брак, неудобные вопросы мастеру на заводе. При этом профсоюзов тогда не было, и революционеры на маевках говорили, что они будут переходной группой, которая донесет требования рабочих до руководства. Политические лозунги были минимальны, потому что рабочих волновали проблемы не души, а в первую очередь желудка.
Изначально первомайских шествий в Петербурге не было, потому что вышедшие на них пролетарии были бы уничтожены казаками. Казармы Лейб-гвардии казачьего полка в XIX веке располагались на Обводном канале. Если мы вспомним, что Невская застава как раз начинается от Обводного канала, можно понять, что это не случайно.
Власти и полиция не хотели пускать революционеров в пролетарские районы, поэтому первомайские акции помогали организовывать их жены. Они вели занятия в воскресных школах, где смотрели на рабочих и отмечали, кому могло быть интересно революционное движение. Женщины приводили рабочих в тайные кружки своих мужей — так в движение пришли Иван Бабушкин, Александр Шотман и Иван Каляев.
После Кровавого воскресенья (расстрел мирного шествия рабочих 9 января 1905 года — прим. «Бумаги»), с 1906 по 1914 год, праздник 1 мая стал политической акцией, которой пользовались партии и уже легализованные профсоюзы. Но первая крупная первомайская демонстрация в Петербурге прошла после революции 1917 года — люди вышли на Невский проспект, Марсово поле и Дворцовую площадь. Акцию организовал Петроградский совет рабочих депутатов, в ней приняли участие рабочие практически всех петербургских заводов и солдаты.