Какие фильмы любят смотреть перед Рождеством в США и Франции, чем похожи новогодние картины разных стран и почему так популярны «Один дома» и «Реальная любовь»?
«Бумага» публикует расшифровку лекции кандидата филологических наук и киноведа Милы Двинятиной, которая прошла в Masters Bookstore.
О сходстве российских новогодних фильмов и зарубежных картин
Есть фильм 1941 года «Серенада солнечной долины». Если вспомнить «Карнавальную ночь» Эльдара Рязанова, то можно увидеть параллели. В знаменитой сцене последнего выступления Леночки Крыловой героиня как будто бы находится на катке, а за ней — танцующий кардебалет. А в фильме «Серенада солнечной долины» норвежская фигуристка Соня Хени исполняет балет на льду. Маленький привет этому фильму мы увидим в картине «Покровские ворота»: под музыку из «Серенады солнечной долины» герои скользят по глади катка, там происходит романтическая сцена.
Первый вывод, который мы делаем: наши картины под Новый год появились не сразу, а под влиянием американских фильмов прекрасного качества, которые люди увидели в конце 40-х годов.
Эльдар Рязанов снимает еще как минимум две новогодние картины, в том числе «Зигзаг удачи». Но действительно ли мы смотрим ее под Новый год? Нет. То ли она не цветная, то ли очень грустная, потому что все герои получают по заслугам, то ли слишком реалистичная: в ней подняты вопросы социального неравенства, отсутствия денег, невозможности некрасивой женщине выйти замуж по любви. Много вопросов, которые в сказочную ночь не разрешены . Эта картина не стала культовой. А стала культовой другая картина — «Ирония судьбы или с легким паром!».
Есть фильм Эрика Ромера, который называется «Ночь у Мод». Это не совсем новогодняя картина, но первая часть фильма — это что-то напоминающее «Иронию судьбы». Когда я наблюдаю за рязановской картиной, то вижу какие-то сходства [c «Ночью у Мод»] — в строении сюжета и на уровне оформления интерьера.
Почему все любят фильмы «Один дома» и «Реальная любовь»
Почему мы так любим «Один дома»? Потому что это фильм про каникулы. В подтексте таких картин лежит структура рассказа О’Генри «Вождь краснокожих». И это история про возвращение: про то, что мать должна совершить подвиг любви и вернуться, про то, что родители не замечают своих детей. Мы любим смотреть этот фильм, потому что это забавно и потому что это home, sweet home — [там показан] наш любимый дом, который никуда не денется, даже если на него покушаются извне.
Еще одна картина — «Реальная любовь» Ричарда Кертиса. Это сценарист и соавтор Хелен Филдинг, которая написала роман и продолжение про Бриджит Джонс. Когда мы смотрим «Реальную любовь», первое, что нам бросается в глаза, — что картина многофигурная. Надо сказать, что в окончательном монтаже две линии были выкинуты, потому что материала было очень много. Остальные были сокращены и они виртуозно пересекаются: не только физически, иногда это родственные связи, иногда связи на работе или случайные встречи.
Таким образом возникает наше представление о мире, данное в последнем кадре: это мозаичная картина, которая складывается как пазл. Люди встречаются в аэропорту: эти события актуализируются как чудесные встречи под рождество. И начало фильма — это старт, который ориентирован на конец нашего забега — Рождество. Это важно, потому что другой фильм Кертиса — «Дневник Бриджет Джонс» (Кертис написал сценарий для этого фильма, но не был режиссером — прим. «Бумаги») начинается и заканчивается под Рождество. Фильм как круговое движение рождественских чудес. У Рязанова, как и у Кертиса, очень простой визуальный язык, но это картины, которые рассчитаны на пересмотр, их приятно смотреть.
Российские фильмы «Елки» сценаристы пишут по традиции, которая частично базируется на фильме «Реальная любовь». Это истории, которые упакованы в большой мешок Деда Мороза, и во время Рождества эти истории оттуда вынимаются. Неважно, кто в них действует, важно, чтобы там были Ургант и Светлаков, а всё остальное приложится. Некоторые люди пересматривают «Елки». В них та самая структура рождественского фильма, которую мы любим в фильмах Кертиса и которую хотим повторить.
Какими бывают классические и нестандартные рождественские фильмы
Фильм «Привет семье» пока не стал классикой. По-английски он называется The Family Stone — краеугольный камень семьи. Это история, которая происходит в доме, где собирается семья, но в семье не всё гладко. Главная героиня с самого начала знает, что она больна и следующее Рождество она не переживет. Это хорошее кино, которое показывает нам, что на рождественские сюжеты снимаются не обязательно сусальные сказки с благоприятным концом.
В американском кино огромная традиция рождественских фильмов. Есть те, которые каждый раз показывают перед Рождеством. Так случилось с картиной Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» 1947 года. Это простая и, можно сказать, даже банальная история. Главный герой Джеймс Стюарт играет обычного американца, среднего ума. Он улыбчивый, не хватает звезд с неба, но отчаялся: у него всё плохо: финансы идут к краху, кажется, семью он недолюбливает. В конце наш герой приходит к главному выводу — очень простому и очень важному для нас и для американской культуры: самое главное — это семья. Где бы ты ни был, чем ты ни занимался, ты вернешься к семье, семья тебя любит и простит. В этой картине семья — это соседи, которым ты одалживал деньги, люди с улицы, с которыми ты здоровался, и так далее.
Любят и вторую шедевральную картину «Чудо на 34-й улице». Если мы не знаем сюжет, то кажется, что в гости к героям пришел Санта Клаус. Но на самом деле это человек, которого подобрали на улице и сказали ему раздавать подарки и изображать Санта Клауса. Но он думает про себя, что он настоящий Санта. В течение фильма мы не знаем, ошибаемся мы на его счет или нет. Это семейная картина, но здесь есть еще одна американская черта, которую не хотят развивать в наших фильмах: это история про бизнес и деньги. История о том, что в конкурентоспособной стране — Америке — лучше друг другу помогать.
Какие есть рождественские фильмы во французском стиле
Что смотрят на Новый год французы? «Дед Мороз — отморозок» — французская комедия 1982 года. Перед нами странный французский сюжет — на Новый год в конторе, занимающейся психологической помощью, люди решают отпраздновать Новый год, но вдруг заявляются мимо проходящие бомж и странная беременная тетка. Когда они начинают плясать и веселиться, происходит страшное событие. Это дурацкий, веселый, гротескный фильм, создающий атмосферу праздника.
В 1982 году Алле Суриковой пришла в голову идея сделать фильм на французский сюжет — «Ищите женщину». Французская контора, смешная секретарша находит труп своего шефа и вызывает полицию, приезжает странный инспектор, начинается потасовка, труп исчезает. И дальше вы смотрите такой хороший французский детектив, но в то же время — новогоднюю романтическую комедию, потому что всё это происходит в канун Рождества.
Еще один французский фильм — «8 женщин» Франуса Озона с эстрадными песнями, которые знает каждый франкоговорящий человек. Это детективная история, во главе угла стоит фигура отца, которого ждут женщины. Он должен открыть дверь и выйти к ним, это же Новый год. А эти женщины составляют, хоть и странную, но все-таки семью.
По каким сказкам сняли рождественские фильмы и почему Санта Клаус — не всегда положительный персонаж
Есть еще классика: Диккенс и Андерсон, хотя у Андерсена не всё так просто. Зато у него есть прекрасная рождественская история, которая умещается на одной странице — это сказка «Девочка со спичками». Девочка сидит на улице в рождественскую ночь, зажигает спички, чтобы согреться, а потом умирает от холода. А люди проходят мимо, думая, что так и надо. Она видит после смерти свою бабушку, счастье, радость и так далее. Андерсен — очень жестокий, взрослый, христианский автор. Это история про то, что после смерти всё будет хорошо. Надо только помереть.
Эту сказку не экранизировали, но экранизировали другую, тоже вам известную — «Снежную королеву». Есть фильм 60-х годов. Холодное место, Северный полюс или место, где живет зима, — это одна из разновидностей рождественского локуса. До того как появился Санта Клаус из рекламы кока-колы, в народе был [известен] Морозко, Father Frost, который был не так добр. Если вы зайдете в этнографический музей и посмотрите на маски для колядок, это страшные маски, а не добрые.
Поход в тот мир [мир, где живут «зимние» персонажи] — это частая история в рождественской сказке. В фильме «Полярный экспресс» мальчику удается сесть на полярный экспресс и узнать, что происходит у Деда Мороза. И есть наша история «Дед Мороз и лето», когда Дед Мороз попадает в лето, потому что мечтает об этом. Таким образом, он тоже пересекает границу другого мира.
Еще один сюжет, без которого никак нельзя. Сюжет про плохого Санту — с Билли Бобом Торнтоном. Это сюжет о том, что пора сломать стереотипы. Несмотря на то, что он ругается и всех бьет, это самая что ни на есть рождественская история, потому что в конце концов плохой Санта верит в любовь, и семья главных героев воссоединяется. Плохих Сант много, и они пользуются популярностью. Точно так же, как и Гринч — похититель рождества. Страшный уродливый человек зеленого цвета, который так обиделся на мир, что решил украсть праздник.
Какие нерождественские фильмы любят смотреть под Новый год
Есть фильм «Неспящие в Сиэтле» — мужчина звонит на радио и рассказывает о своей умершей жене и о том, как ее любил. Все женщины, которые слушают радио, проникаются [к нему], и начинается слезливая мелодрама. На Новый год мы смотрим не только рождественское кино, но и кино, которое заставляет нас оттаять душой. Чувствительные вещи, где рождество — только предлог. Как, например, в фильме «Пока ты спал».
«Крепкий орешек 2» — это самое настоящее рождественское кино, хотя и боевик. Есть главный герой, Рождество, он находится в аэропорту, там проблемы, террористы. Когда он кого-то зовет, приходят его жена, ребенок, загораются огоньки, и наступает момент, когда мир спасен. Это рождественское чудо под Новый год.