Петербуржец Даниэль Лурье нашел витражи дореволюционного дома на Лахтинской улице, пропавшие 25 лет назад. В начале 2016 года их продали на «Авито» петербургскому телеканалу, в редакции которого они пролежали 2,5 года. Журналисты передали витражи Лурье, и теперь он собирается снова украсить ими входную дверь парадной.
Даниэль рассказал «Бумаге», с чего начались поиски витражей, как он убедил сотрудников телеканала отдать их ему и каким образом планирует восстановить исторические двери дома и уговорить на это жильцов.
Даниэль Лурье
— Всё началось с того, что мы [с семьей] купили квартиру на Лахтинской, 20. Я очень не хотел туда переезжать, потому что консервативный человек, а на предыдущем месте прожил всю жизнь. Поэтому придумал себе такую тему: хочу всё узнать про новый дом и таким образом с ним сродниться.
Стал искать информацию про дом на Лахтинской: начал с Google, потом пошел в архивы. А затем случайно наткнулся на историю телеканала Life78 про витражи (в январе 2016 года издание написало, что витражи дома продавали на Avito за 15 тысяч рублей, а редакция купила их за 10 тысяч — прим. «Бумаги»). Если бы не заметка Life78, я бы никогда не узнал о существовании этих витражей, потому что больше нигде об этом не было информации, в том числе в архивах.
Фото: Даниэль Лурье
Life78 узнал про витражи от Евгения Иванова — одного из главных, если не главного специалиста по витражам в городе. Он нашел их на Avito — или сам, или кто-то ему про них рассказал. В общем, публикации предшествовала длинная цепочка событий.
Заметка Life78 не была подписана, но благодаря знакомым журналистам и друзьям я нашел кого-то из бывших сотрудников телеканала — в итоге удалось разыскать автора заметки. Дарья уже давно не работает на телеканале, но она помогла установить местонахождение витражей. Там с тех пор всё поменялось (в 2017 году вместо Life78 начал работать телеканал «78» — прим. «Бумаги»), в том числе начальство, но витражи удалось найти. Они лежали на складе у завхоза. Конечно, потребовалось время для того, чтобы мы [с представителями телеканала] друг друга поняли, но ребята всё сохранили в идеальном состоянии.
Сначала я позвонил руководству телеканала, потом написал письмо и собрал три десятка подписей в диапазоне от академика [Татьяны] Черниговской до нынешнего ректора ЕУ Владимира Волкова и краеведов Бориса Кирикова, блогеров Леши Шишкина (автор рассылок «Бумаги» об истории домов), Максима Косьмина. В общем, было много людей, которые засвидетельствовали, что я имею серьезные намерения.
Письмо я передал еще в начале лета. Но тогда был чемпионат мира по футболу, и людям было не до того, о чем меня сразу предупредили. Я и сам не торопился, потому что мы реставрировали квартиру, в которую должны были въехать. А сейчас ремонт [дома на Лахтинской] закачивается, оттуда мне будет удобнее заниматься витражами и разговаривать с соседями.
Не уверен, что установку витражей надо согласовывать с КГИОП, потому что наш дом не является памятником. Это довольно рядовая архитектура, и витраж там был единственным украшением. Более того, судя по архитектурному рисунку, который сохранился в архивах, он там не планировался. Видимо, его поставили уже после установки дверей.
Дом, вероятно, не находился под охраной, но так ли это точно, я хочу выяснить [у КГИОП]. Пока мне не удалось ничего найти об этом в архивах. Планирую поговорить с КГИОП и понять, требуется ли от них что-то или эта история касается исключительно жильцов, которые сами должны захотеть [восстановить витраж]. Есть еще ЖЭК, с которым тоже нужно будет договариваться.
Но это не первая история о том, как люди восстанавливают исторические интерьеры и двери. Я точно знаю, что это возможно.
Двери, [в которые был вставлен витраж], тоже хорошо сохранились, просто перед ними поставлена железная дверь. Поэтому я думаю о том, как выстраивать разговор с соседями так, чтобы им тоже было интересно и нестрашно менять железную дверь на деревянную со стеклом.
Для этого я хочу, во-первых, отреставрировать деревянную часть дверей до того, как мы будем снимать железные. И показать, какими красивыми они могут быть. Поставить камеру перед входом, чтобы обеспечить безопасность жильцов и витражей. Еще аргумент: стоимость квартир возрастет. Это факт: в исторических домах, которые чем-то примечательны, квартиры стоят дороже, чем в обычных. Это я могу сказать, как человек, который покупал квартиру.
И еще на черно-белой фотографии (размещена выше — прим. «Бумаги») видно, что дверь застеклена. Есть статистика о том, что в парадных с застекленными дверьми уровень безопасности выше, чем в домах со сплошными дверями. Вот о чем я бы хотел поговорить с жильцами.
Реконструкцию мы пока с соседями не обсуждали, но уже начали знакомиться с ними. Все, с кем мы с семьей общались, очень приятные люди. На доме уже висят две таблички «Последнего адреса», то есть с нашими соседями [подобные вопросы] уже согласовывали. Так что я надеюсь на успех.