Художественный руководитель Театра имени Ленсовета и многократный обладатель «Золотой маски» Юрий Бутусов в начале марта покинул свой пост. В открытом письме он говорил о разногласиях с директором театра, а также с комитетом по культуре. В ведомстве заявили, что хотят видеть на базе учреждения «классический театр» и это не совпадало с видением Бутусова.
«Бумага» рассказывает, как развивался конфликт известного режиссера с руководством, почему не стали расширять полномочия Бутусова и как актеры и зрители борются за возвращение художественного руководителя.
Юрий Бутусов покинул пост художественного руководителя Театра имени Ленсовета в начале марта. Он заявил, что директор театра и комитет по культуре «блокировали его инициативы»
Бутусов объявил об уходе с поста художественного руководителя Театра имени Ленсовета 7 марта, а заявление об уходе написал днем ранее. Его письмо журналистам опубликовала в фейсбуке театральный критик Жанна Зарецкая.
В письме режиссер пояснил, что с конца 2017 года в театре было два первых лица: он и директор Валерий Градковский. По словам Бутусова, на посту худрука он надеялся развивать театр как в творческом, так и в организационном плане, однако Градковский вместе с комитетом по культуре «блокировали все его инициативы, требования и права».
— В данных обстоятельствах мое дальнейшее пребывание в должности художественного руководителя представляется мне не просто нецелесообразным, а невозможным и бессмысленным. Поскольку выглядит обманом актеров и единомышленников, работающих в театре, и, конечно же, тех глубоко уважаемых мною людей и художественных лидеров города, которые поддерживали меня: Валерия Фокина, Льва Додина, Рудольфа Фурманова, Андрея Могучего, Алисы Фрейндлих.
Глава комитета по культуре хочет видеть в театре больше классических постановок
Глава петербургского комитета по культуре Константин Сухенко рассказал, что после ухода Юрия Бутусова с поста художественного руководителя ожидает увидеть «классический театр» на базе Театра имени Ленсовета.
— Репертуар на 80 % должен состоять из классических постановок, — заявил Сухенко и привел в пример театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова и «Мастерскую» Григория Козлова.
— Для меня Театр Ленсовета — русский драматический театр. Кто-то может сказать, что это несовременно, но я считаю так. В этой нише у театра больше возможностей, чем в конкуренции с современным театром. У последнего свои законы и своя эстетика.
По словам главы комитета, возвращение Бутусова на пост худрука театра не рассматривается.
Бутусов делал современные спектакли и ориентировался на молодую аудиторию
Сам Бутусов заявил, что его постановки заметно отличались от репертуара при предыдущих руководителях. Своим достижением он считал то, что в театр стало ходить больше молодежи. Однако его позиция не совпадала с «культурной политикой» города, не направленной на молодую аудиторию, считает Бутусов.
— Я хотел менять театр. Я никогда не говорил, что законсервирую Театр имени Ленсовета и буду охранять пылинки, которые там лежат много лет. Я хотел выносить оттуда мебель, чистить его. Я хотел его изменить. Этого не получилось. Значит театр к этому не готов. Значит это не нужно.
Учредителям просто не нравилось то, что я делаю. Они хотели «классический театр». В какой-то момент я понял, что это этический конфликт. Что сопротивление моим предложениям связано с тем, что мой театр не нравится чиновникам. Я не могу стать другим. Я такой, какой я есть. У нас просто несовместимость.
Руководство театра и комитета по культуре было недовольно частыми командировками Бутусова
Сухенко рассказал, что в комитете беспокоились из-за частых творческих командировок Бутусова. «Нормальный художественный руководитель, как [Борис] Эйфман, например, днем и ночью на работе», — заявил Сухенко. В пример он привел отъезд Бутусова в Данию (там он ставил спектакль Cyrano).
Как и Сухенко, директор театра Валерий Градковский обращал внимание на частые затяжные командировки Бутусова. В интервью «Фонтанке» он упомянул две двухмесячные командировки режиссера.
— <…> Большую часть времени художественный руководитель, мне кажется, должен посвящать своему театру. А Юрий Николаевич большую часть времени проводит не в Театре Ленсовета. Вы понимаете, художественный руководитель — это такой гуру, к которому творческие люди идут за советом. Он должен смотреть, что происходит в театре.
Бутусов просил расширить его полномочия. Директор театра заявил, что не получал от режиссера таких предложений, а ушел худрук по личным обстоятельствам
Бутусов в интервью «Фонтанке» рассказал, что обращался к Сухенко и к директору Театра имени Ленсовета Валерию Градковскому с предложением расширить его полномочия. В частности, режиссер хотел получить право назначать директора и отвечать за административные вопросы.
— Мы должны были переписать устав, переложив ответственность на меня, и я был готов ее принять. Я должен был получить право созывать художественный совет, у меня должен был появиться помощник по художественным вопросам. Художественно-постановочная часть должна была находиться в моем подчинении. Это целый комплекс вопросов, которые мне не удалось разрешить.
По словам Бутусова, Сухенко и Градковский игнорировали его предложения. Градковский же заявил, что никаких предложений не получал, а слова Бутусова «иногда совершенно не соответствуют действительности».
Градковский добавил, что уход Бутусова стал для театра «неудобным и неожиданным» и связан, скорее всего, с личными обстоятельствами режиссера, а также предложениями от других театров. Он скептически отнесся к идее добавить к полномочиям художественного руководителя решение административных вопросов.
— У нас устав в театре действует уже много лет, еще со времен Игоря Петровича Владимирова. Художественный руководитель отвечает за художественное содержание театра, а директор — за административно-хозяйственную часть. Наши компетенции были строго разграничены. Я никогда не вмешивался в художественную политику Юрия Николаевича, но в каждом деле должны быть профессионалы. Есть специфика работы и с бюджетными средствами, и с имуществом, и с безопасностью, и с другими совершенно нетворческими вопросами — сегодня этому уделяется огромное внимание. С художественного руководителя нельзя за это спрашивать.
Бутусов заявил, что ему «нет смысла врать», а версия о его уходе из театра из-за других предложений — это «спекуляция и манипуляция».
Актеры театра попросили Полтавченко вернуть Бутусова
Актеры Театра имени Ленсовета опубликовали в фейсбуке открытое письмо к правительству Петербурга. В нем они призвали вернуть Бутусова в театр.
Авторы опасаются, что из-за ухода Бутусова труппа театра может не сохраниться. Они обращаются к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и главе комитета по культуре Константину Сухенко. Под текстом подписались 45 сотрудников театра.
Из обращения актеров Театра имени Ленсовета:
«И вот, одним росчерком начальственного пера из театра был уволен Юрий Бутусов, и таким образом перечеркнуты и наши судьбы. Бутусов не нуждается в нашей защите. Он защищен своим талантом и востребованностью. Мы защищаем себя. И призываем аннулировать приказ об увольнении и сесть за стол переговоров . Мы призываем выслушать позицию Юрия Бутусова и вникнуть в причины, вынудившие его покинуть пост художественного руководителя».
Письмо актеры составили еще в конце сентября, когда решался вопрос о назначении художественного руководителя, однако обнародовали только в марте.
Зрители театра выступили в поддержку Бутусова
В субботу, 17 марта, в Театре имени Ленсовета прошел показ спектакля Бутусова «Макбет. Кино». В конце постановки зрители вывесили баннеры с надписями «ЮБ не дурак» (на одной из декораций в спектакле нанесена надпись «ЮБ дурак»), «Мы все дети Бутусова» и «Кипи, котел, кипи!». Актерам аплодировали стоя.
В соцсетях запустили флешмоб #вернембутусова.
Поклонники творчества Бутусова также провели сбор подписей в поддержку режиссера. Собрав 3002 подписи, они передали петицию в электронную приемную комитета по культуре. Еще более 1800 человек поддержали петицию, адресованную министру культуры РФ.
Бутусов проработал в Театре Ленсовета более семи лет, несколько раз выигрывал «Золотую маску». Половина репертуара театра состоит из его постановок
Юрий Бутусов — один из самых известных театральных режиссеров в России. Он работал режиссером в Театре имени Ленсовета с 1996 по 2004 год. В 2011 году вернулся туда в качестве главного режиссера. В ноябре 2017 года его назначили художественным руководителем.
Спектакли Бутусова составляют половину репертуара Большой сцены Театра имени Ленсовета. Он выпустил спектакли «Дядя Ваня», «Все мы прекрасные люди», «Кабаре Брехт», «Комната Шекспира».
Его «Три сестры» и «Макбет. Кино», поставленные на сцене Театра имени Ленсовета, стали лауреатами главной театральной премии страны «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера». Всего на счету Бутусова четыре «Золотые маски». Спектакль «Город. Женитьба. Гоголь» также получил петербургскую премию «Золотой софит» за режиссуру.
— Объективно, когда я пришел, была очень плохая посещаемость. Сейчас Театр имени Ленсовета входит в тройку самых посещаемых театров Санкт-Петербурга, — заявил сам Бутусов после увольнения.
Узнать больше об элитарном искусстве и о том, как выбрать спектакль, балет или концерт можно в тематической рассылке «Бумаги»
Фото на обложке: Юлия Смелкина/Театр им. Ленсовета