На день раньше официального релиза новый альбом Земфиры оказался в сети. «Бумага» объясняет, в чем его самое важное свойство, а, возможно, и величие. Два с половиной года назад в журнале «Афиша» шла оживленная дискуссия вокруг творчества Земфиры. На повестке дня стояло два вопроса: действительно ли она — большой и важный артист и когда она в такового превратилась. Ее новый альбом отвечает на первый вопрос решительно и утвердительно, а для второго оставляет как минимум один беспроигрышный вариант ответа.
Все 15 лет до того Земфира, безусловно, была важным артистом, но эту значимость каждый оценивал для себя. Такая большая музыка исключительно для личного пользования, когда все поют хором, но каждый — о себе
«Жить в твоей голове» — это десять песен, нехитро записанных (в смысле инструментария — ни оркестра, ни заигрываний со сложносочиненной электроникой) и нехитро оформленных (уверен, что найдутся и те, кто назовет обложку полнейшей безвкусицей — и в чем-то будут правы). Это, как всегда, слегка страдальческий женский рок, но без напускного драматизма. Это мелодии и ритмы, подобранные у Coldplay (скажем, песня «Чайка» ну очень сильно похожа на песню Shiver) или Radiohead (скажем, песни «Река» и «Кувырок» вышли из лаконичной архитектуры альбома In Rainbows). Но с этими исходными «Жить в твоей голове» был бы просто хорошим альбомом, изданным с чрезмерной помпой. Фактически сейчас это самый важный ее диск, ровным счетом отвечающий и на вопрос о том, кто она, и на множество претензий к ней.На повестке дня стояло два вопроса: действительно ли она — большой и важный артист и когда она в такового превратилась. Ее новый альбом отвечает на первый вопрос решительно и утвердительно, а для второго оставляет, как минимум, один беспроигрышный вариант ответа.
Все 15 лет до того Земфира, безусловно, была важным артистом, но эту значимость каждый оценивал для себя. Такая большая музыка исключительно для личного пользования, когда все поют хором, но каждый — о себе. На новом альбоме эта цепь оборвалась. На «Жить в твоей голове», конечно, найдутся треки, которые растащат на цитаты мечтательные девушки-гуманитарии (например, заглавная песня: «И любить тебя неоправданно, отчаянно» — big idea). На самом деле, Земфира, которую всегда обвиняли в эскапизме, просто всегда соответствовала духу времени. Сначала озвучила важные каждому бытовые мелодрамы (первый альбом), потом, когда появились и время, и деньги на самокопание, первой вывернула себя наизнанку («Вендетта»). Когда пафос стал зашкаливать — довела его до абсурда («Спасибо»). Теперь, когда перед каждым за последние полтора года встал вопрос самоидентификации, не сбежала обратно в ракушку и не влезла на баррикады, а предложила еще немного покопаться в себе и найти любовь — неоправданную и отчаянную — и вновь всех обыграла.