После почти двухлетнего перерыва петербуржцы снова смогут увидеть американский поп-арт, неоэкспрессионизм и европейский авангард начала ХХ века: в Мраморном дворце открылась обновленная экспозиция известного немецкого коллекционера Петера Людвига. Теперь на Миллионной улице представлен весь свет искусства второй половины ХХ века: Пикассо, Уорхол, Бойс и многие другие.
«Бумага» рассказывает, почему сегодня собрать такую коллекцию практически невозможно и что помимо легенд поп-арта и неоэкспрессионизма можно найти на выставке, а также вспоминает, почему Музей Людвига оказался в Петербурге, а не в Москве.
Том Вессельман «Рисунок из стали с фруктами, цветами и Моникой» (1986)
Петер Людвиг — немецкий промышленник и меценат, прославившийся не только своим успешным кондитерским делом, но и деятельностью по возрождению Германии после Второй мировой. Он начинал как коллекционер работ Пабло Пикассо, достиг в своем собирательстве определенных высот, а потом, расширив круг своих интересов, добрался даже до советского авангарда и официального искусства.
Так называемых Музеев Людвига в мире больше десяти: они есть в Европе, Азии и даже на Кубе. Коллекционеру хотелось видеть отделение своего музея и в России, для этого Людвиг затеял неприлично долгие переговоры с Москвой, но спустя десять лет обсуждений в столичном помещении было отказано.
Русский музей тогда только получил Мраморный дворец, но после переговоров (двухнедельных, если верить замдиректора Евгении Петровой) Петер Людвиг приехал в Петербург, посетил Мраморный дворец и дал свое согласие на размещение музея на Миллионной улице.
Экспозиция начиналась с 13 работ, таков был первый дар Людвига. Картины приехали в Россию 20 лет назад, так что нынешнее открытие — юбилей. После своеобразного знакомства — первой выставки — доставили еще несколько десятков картин современных художников. Согласно уговору между меценатом и петербургским музеем коллекция должна все время находиться в динамике — дополняться (как за счет даров от художников, так и благодаря покупкам на средства из Фонда Людвига), поэтому за два десятилетия Музею Людвига в Петербурге удалось разрастись до примерно 160 произведений.
Стараниями Музея Людвига в городе выставляют американский поп-арт: Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и Роберта Раушенберга; неоэкспрессионизм: Жана-Мишеля Баския и Джаспера Джонса; немецкое искусство: Йозефа Бойса, Маркуса Люперца, Ансельма Кифера, а также Пабло Пикассо и Илью Кабакова.
Обновленная экспозиция призвана впечатлить с первого зала: работает та самая комбинация имен, известных самой широкой аудитории. Несколько залов отдано исключительно под русское искусство — есть, например, зал Ильи Кабакова («Сад», 1978 год). А в последнем зале, вместе с «Херувимами» страстного любителя китча Джеффа Кунса, проигрывается петербургский видеоарт. Зрители смогут увидеть работы самых известных городских художников жанра: Ольгу Тобрелутс, Татьяну Ахметгалиеву, Машу Годованную, Глюклю и других. Во дворе к статуе Александра III и его коню с отрубленным хвостом присоединились работы современных мастеров. Прямо напротив царя, например, теперь располагается «Первый всадник» AES+F — китайская девочка на тираннозавре.
Пять хитов Музея Людвига
в Петербурге
в Петербурге
Энди Уорхол «Портрет Петера Людвига» (1980)
Выставка открывается работой самого популярного из поп-артистов — Энди Уорхола, изображающая мецената и промышленника собственной персоной. Уорхол создал (как создал — напечатал) портрет в своей разработанной технике — фотография и яркие краски.
Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол «Без названия» (1984)
Еще один Уорхол, уже в коллаборации с известнейшим граффитистом и неоэкспрессионистом Жаном-Мишелем Баския. Здесь, правда, поп-арт Уорхола выступает скорее как наблюдатель бушующего стиля художника из Бруклина.
Пабло Пикассо «Большие головы» (1969)
Пикассо как визитная карточка Людвига располагается здесь же, в первых залах. Эта картина — как раз одна из тех, что в далеком 1994 году приехали в Петербург первыми («Людвиг» Уорхола также был в первой пятерке).
Джаспер Джонс «Тень (Штора)» (1969)
В копилку к поп-артистам и поклонникам массовой культуры отправляется и один из самых дорогих современных художников (как и все уже перечисленные) Джаспер Джонс. В коллекции Музея Людвига, правда, представлен уже абстрактный экспрессионизм Джонса.
Роберт Раушенберг «Турецкие бани» (1967)
В том же зале висит и еще один культовый автор американского искусства второй половины ХХ века — Роберт Раушенберг. Его коллаж сочетает в себе все направления, в которых художник работал — от абстрактного экспрессионизма, поп-арта и до концептуализма (здесь и «Стул» — цитата из первопроходца концептуального искусства Джозефа Кошута).
В десятке залов выставки зрителей ждут и другие герои прошлого века: Рой Лихтенштейн, Клас Ольденбург, Йозеф Бойс, Ансельм Кифер, Георг Базелиц и даже писатель Уильям Берроуз.